Найти тему

Реквием по правительству Италии

По поводу возможного правительственного кризиса в Италии, читаю многих российских экспертов, согласно которым это почти свершившийся факт. Главный тезис – «из-за Украины судьба правительства Италии повисла на волоске». Позволю себе не согласиться и внести свой вклад в дискуссию.

Начнем с краткой предыстории. Последние парламентские выборы проводились весной 2018 года. На них правоцентристы получили 37% (Лига 17%, «Вперед, Италия» 14%, «Братья Италии» 4%), левоцентристы 23% (Демпартия 19%), «Движение Пять Звезд» (которых российские эксперты ошибочно определяют, как «левые», сами они себя порой называют «центристами») 33%. Левые, традиционно, делятся на разные группировки, тем самым, не преодолевая пятипроцентный барьер даже вместе взятые, а уж тем более порознь. В итоге, пятизвездочники договорились с правоцентристами Лиги (какие же они левые после этого?) и было сформировано первое правительство Конте (Движение Пять Звезд, Лига).

Выжило оно не долго, чуть более года. Ну, к этому в Италии не привыкать: за 76 лет республики, выборы проводились восемнадцать раз (вместо положенных пятнадцати), но при этом было сформировано 67 правительств. Далее, в 2019 году, Пять Звезд договорились с Демпартией, во второе правительство премьер-министра Конте вошли эти две партии. На этот раз, правительство держалось полтора года, а это уже период пандемии.

Джузеппе Конте (5 Звезд), Энрико Летта (Демпартия), Маттео Сальвини (Лига)
Джузеппе Конте (5 Звезд), Энрико Летта (Демпартия), Маттео Сальвини (Лига)

Кстати, забавно проследить за итальянскими хроматическими особенностями. Лига с самого своего основания использовала зеленый цвет (экологических группировок фактически более не существует уже шестнадцать лет, да и получали они всего два процента). Пятизвездочники – желтый. Демпартия не использует какого-либо цветового признака, и уж тем более красный цвет, но, естественно, ее противники необоснованно обвиняют ее в коммунистических симпатиях. Итальянская компартия само-распустилась в далеком 1991 г. Демократическая партия была основана в 2007 г. как следствие слияния «Левых Демократов» с «Ромашкой» (то что оставалось от центристской Христианско-Демократической Партии, правившей непрерывно с 1946 по 1994 г.). В результате, Конте 1 называли желто-зеленым, Конте 2 – желто-красным.

В Италии «технические» правительства лицемерно называют «правительствами национальной солидарности» Имеется ввиду, когда сам премьер-министр и какое-то количество министров не являются прямым партийным выражением, во имя мнимого всеобщего блага. Таковым является нынешний Марио Драги, бывший глава Евроцентробанка. Опять-таки, в Италии не впервой: еврокоммисар Марио Монти, 2011-2013; глава итальянского Центробанка Ламберто Дини, 1995-1996. Были и другие «независимые» премьеры: Романо Проди (бывший ХДП), 1996-1998, 2006-2008; Джулиано Амато (бывший социалист), 2000-2001; Карло Адзельо Чампи (глава итальянского ЦБ), 1993-1994.

Нынешнее правительство Драги сформировано подавляющим большинством парламентских партий (559 депутатов из 630), за исключением правых «Братьев Италии» (бывших неофашистов, но которые состоят все же в правоцентристской коалиции с Лигой и Берлусконской «Вперед Италия»).

Летта, Драги, президент республики Серджио Маттарелла, Конте, Сальвини
Летта, Драги, президент республики Серджио Маттарелла, Конте, Сальвини

Теперь, наконец, перейдем к сегодняшней повестке, на фоне, в том числе (не только), итальянских поставок оружия Украине. Министр Иностранных Дел Луиджи Ди Майо, будучи убежденным сторонником поставок и верности Североатлантическому Альянсу, в июне вышел из Пяти Звезд, создал свою новую партию с 51 депутатом из 156) и остался в правительстве. Пятизвездочники Конте, со своими 105 оставшимися депутатами, критикуют чрезмерное самоуправство Драги в обход парламента, но тоже заявили о намерении оставаться в правительстве, хотя в Пяти Звездах все больше депутатов недовольны, дескать, пора бы выйти из состава. В общем, есть три возможных сценария.

Джузеппе Конте (Пять Звезд), Луиджи Ди Майо (Вместе рази будущего)
Джузеппе Конте (Пять Звезд), Луиджи Ди Майо (Вместе рази будущего)

1)Ничего не изменится. Ну, или Пять Звезд действительно выходят из состава, но остаются в правительственном большинстве. Вспоминается замечательный монолог известного барда Джорджио Габера, скончавшегося в 2003 г.: «в парламенте накаленная атмосфера, ссорятся вдрызг по любому поводу и без повода, а в итоге ничего не меняется». Возможный вариант? Да, возможный, во имя… угадайте? Правильно: во имя сплоченности нации.

2)Конте выходит из правительства, Драги лишается большинства. Два-три месяца пустых разговоров, интрижек, консультаций. Президент республики Маттарелла (бывший ХДП), доверяет кому-нибудь еще попытку сформировать правительство, но из-за сварливости всех партий, попытка терпит неудачу. Президент вновь доверяет поручение Драги, и на этот раз все проходит успешно. Тут интрига лишь в том, какие партии войдут в правительство, аналогично тому, что происходило с Джузеппе Конте 1 и Конте 2.

Следует подчеркнуть, что, по всем частичным административным выборам (включая последние, месяц назад) и самым авторитетным опросам, Пять Звезд давно уже растеряло консенсус среди населения, парламентская фракция никак не соответствует, количественно, настроениям в народе. «Братья Италии» (помните? Получили 4% в 2018 г.) получает 22%, Лига 17% (разница – в десятых процента в сравнении с 2018 г.), Демпартия 21% (было 19%), «Вперед Италия» 8% (было 14%), и, главное, Пять Звезд 14% (было 33%). То есть, в предполагаемом Драги 2, Лига точно будет, может с Братьями Италии и «Вперед Италия» (17+22+8=47%), плюс новоиспеченное «Вместе ради будущего» Ди Майо (правоцентристское правительство); а может, с Демпартией, «Вперед Италия» и Пяти Звездами (17+21+8+14=60%), опять сборная солянка, без Братьев Италии, но с Ди Майо; единственный невозможный вариант – одновременное присутствие Демпартии и Братьев Италии. Хотя, такой ли уж он невозможный? За последние тридцать лет, к чему нас только не приучили… И опять вспоминается Габер.

Энрико Летта (Демократическая Партия), Джорджия Мелони (Братья Италии)
Энрико Летта (Демократическая Партия), Джорджия Мелони (Братья Италии)

3)А если все-таки ничего не получится? Тогда грядут досрочные выборы. Ну, как «досрочные»? По законным правилам, они все равно должны проводиться весной 2023 года, осталось всего ничего, каких-то восемь месяцев. А за полгода до естественного срока, никто их назначать не будет. Значит, на это остается пара месяцев, а на носу – летние отпуска, в Италии это святое. И главное, очень вероятно, что формирование все равно доверят опять Марио Драги. Тогда зачем весь это сыр-бор?

Вот почему я скептически отношусь к высказываниям российских экспертов: не стоит путать здравый смысл с собственными «хотелками», в угоду личным политическим симпатиям. А мне остается лишь вновь обратиться к Джорджио Габеру: «я не чувствую себя итальянцем, но, к счастью или к сожалению, таковым являюсь».