"Жить стало лучше, жить стало веселей". После индустриализации, коллективизации и первых пятилеток Советский народ увидел улучшение экономических условий, наличие больших достижений в развитии промышленности и росте оборонной мощи Советского Союза. Вся заслуга в этом приписывалось Иосифу Виссарионовичу, и это способствовало огромную росту его личного авторитета. 1936 год - год принятия новой Конституции нашей страны.
"Тридцать седьмой год", кульминационный период чисток, оставил о себе страшную память. И всё же личный престиж Сталина пострадал поразительно мало. В то время советский народ остро ощущал угрозу со стороны "капиталистического окружения", и прежде всего нацистской Германии, и бесчисленное множество людей верило, что нет дыма без огня и что для широких процессов Каменева, Зиновьева, Рыкова, Пятакова, Бухарина, Радека и других были, должно быть, какие - то основания.
Временно или окончательно было устранено не менее 15 тыс. офицеров Красной Армии, то есть около 10 - 15 %, но среди старшего и высшего командного состава этот процент был ещё высоким. Были предатели, работавшие на чужие разведки (особенно преуспевала в этом разведка фашистской Германии АБВЕР). Маршал Тухачевский был арестован после того, как на допросе Артур Христианович Артузов (один из руководящих работников контрразведки, друг и соратник Главы ВЧК Ф. Джержинского), показал, отвечая на вопросы следователя, что имел один сомнительный материал о заговоре в высших эшелонах Красной Армии, и в нём говорилось, что во главе заговора стоял некий Тургуев (в начале тридцатых годов ХХ века в Германию под фамилией Тургуев ездил Тухачевский) и через несколько дней расстрелян.
Многие также, в том числе и многие из арестованных, искренне верили, что несправедливости в большой мере творились без ведома Сталина и что повинен в них был сначала Ягода, а затем Ежов. Когда чистки стали более или менее подходить к концу и в 1939 г. исчез Ежов, которого заменил Берия, стали распространяться слухи, что чистки прекратились по указанию Сталина.
Лев Давыдович Троцкий был арестован. Но, вместо лагерей в Сибирь или на Дальний Восток, его выгнали из страны. Этот товарищ был непримиримым врагом Иосифа Виссарионовича. Арестовали комбрига Медведева по обвинению в троцкизме, а также Иона Якира, Иеронима Уборевича, Августа Корка, Роберта Эйдемана, Бориса Фельдмана, Витовта Путны.
23 октября 1938 года секретарь Сталинградского обкома ВКП (б) А. Чуянов направил письмо в ЦК ВКП (б) на имя Иосифа Виссарионовича, в котором сообщал, что положение дел в работе органов НКВД по Сталинградской области вызывает серьёзную тревогу. Это письмо А. Чуянова, заведующий отделом руководящих парторганов ЦК ВКП (б) Г. М. Маленков направил наркому внутренних дел Л. П. Берия. Письмо даёт характерную зарисовку о положении дел в те дни в партии, в стране, органах НКВД.
К началу Великой Отечественной войны в лагерях и колониях НКВД содержалось 2 300 000 заключённых. В 1941 - 1942 годах 900 000 из них были переданы в Красную Армию, а на смену им приходили новые.