#топблог
XXXI Собиновский международный музыкальный фестиваль, который проходил с 22 мая по 6 июня, вновь порадовал саратовцев яркими музыкальными открытиями и целой плеядой талантливых артистов и именитых гостей из Москвы и Санкт-Петербурга, а также из стран ближнего зарубежья. Темой фестиваля в этом году стали «Литературные шедевры в русской музыке».
В течение 2-х фестивальных недель Саратовский академический театр оперы и балета посетили более 10 тысяч зрителей, каждый смог погрузиться в великолепный и завораживающий мир классической музыки.
Первый фестивальный вечер открылся большим концертом.
Мероприятие посетили: губернатор Саратовской области - Валерий Радаев, члены регионального правительства, областной думы, депутаты, общественники, музыкальные критики.
Перед началом концерта глава региона поздравил всех с открытием музыкального фестиваля. «Нас вновь ждет встреча с лучшими музыкальными постановками ведущих театров страны, открытие имен молодых талантливых исполнителей, атмосфера праздника, оживления, эмоционального подъема. Фестиваль традиционно вмещает в себя целый пласт ярких событий театрального сезона и сам остается заметным событием в российской культуре. За 30 лет наша оперная сцена показала все то лучшее, что создавалось в мире музыки», - сказал Радаев.
Помимо известных произведений, на концерте играли редко исполняемые или никогда ранее не звучавшие в Саратове и России произведения - это многолетняя традиция первого фестивального вечера.
Со сцены звучали произведения Николая Римского-Корсакова - «Шествие князей» из оперы «Млада», кантата - «Песнь о вещем Олеге», которую композитор создал к 100-летию со дня рождения Пушкина, симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»; «Весенняя кантата» Георгия Свиридова; сцены из опер «Мазепа» Петра Чайковского и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. В программе концерта-открытия, впервые в России публика услышала музыку к фильму Юрия Кары «Мастер и Маргарита» - последняя работа для кино Альфреда Шнитке.
В концерте приняли участие - хор (главный хормейстер - Анна Вильперт) и симфонический оркестр Саратовского академического театра оперы и балета, Губернский театр хоровой музыки (художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России - Людмила Лицова), концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд», а так же солисты Саратовского академического театра оперы и балета, в числе которых: заслуженный артист России - Роман Гранич, лауреаты международных конкурсов - Ксения Нестеренко, Анна Шахова, Ольга Дё, Виктор Куценко и лауреат Международных конкурсов - Максим Сажин (г.Москва). Дирижировал оркестром - лауреат Государственной премии России, народный артист - Юрий Кочнев.
Второй фестивальный вечер был посвящен мировой премьере. Саратовский академический театр оперы и балета приготовил для зрителей балетную постановку «Вешние воды» по одноименной повести русского классика Ивана Тургенева.
Музыка к балету была написана специально по заказу театра композитором Владимиром Кобекиным, до сих пор писавшего музыку для опер. Саратовцы хорошо знают его творчество по опере «Маргарита», написанной по мотивам легенд о Фаусте. На сцене оперного театра она прошла в 2007 году и год спустя была удостоена театральной премии «Золотая маска». Российскому зрителю Владимир Кобекин известен как автор опер «Молодой Давид» и «Моисей», одноактной оперы «Н.Ф.Б» по роману Достоевского «Идиот».
Мировую премьеру посвятили празднованию 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева.
В постановке балета была задействована вся труппа саратовского театра.
К «Вешним водам» обращались многие композиторы и хореографы. Известен балет постановки Асафа Мессерера на музыку Сергея Рахманинова, созданный по «Вешним водам» фильм-балет «Фантазия» на музыку Петра Чайковского - работа хореографа Валентина Елизарьева. Но «Вешние воды» Владимира Кобекина - это эксклюзив специально для Саратова.
Балетмейстер Кирилл Симонов, заслуженный деятель искусств Карелии, лауреат «Золотой маски» 2008 года, представил знаменитую историю о несбывшейся любви в неоклассическом варианте и в костюмах, ассоциирующихся с подиумом и миром высокой моды.
Художники-постановщики Екатерина Злая и Александр Барменков создали для балета «Вешние воды» сценические образы в черно-белой цветовой гамме.
В первом действии на сцене доминируют белые воздушно-прозрачные, парящие наряды. Во втором, герои предстают перед зрителями в черных одеяниях, а на головах балерин, вместо шляпок черные бархатные оленьи рога.
Таким образом, прослеживается четкая грань между настоящей любовью главного героя помещика Дмитрия Санина и юной итальянской красавицы Джеммы, от страстного увлечения Санина светской львицей Марей Полозовой.
Спектакль вызвал большой интерес не только у публики, российские театральные критики назвали этот балет гордостью для театра.
Далее Собиновский фестиваль продолжился необычно, литературно-музыкальным вечером. Лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Евгений Князев прочел строки повести Александра Пушкина «Метель» под звуки музыки Георгия Свиридова.
Сюита была создана Свиридовым в 1973 году, на основе его же музыки к художественному фильму «Метель» 1964 года.
Публика услышала 9 частей музыкального произведения: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога», которые сопровождались чтением актёра Евгения Князева.
Дирижировал концертным оркестром духовых инструментов «Волга-Бэнд» и симфоническим оркестром театра маэстро Юрий Кочнев.
Криками «Браво!» и бурными овациями наградили зрители чтеца и оркестр.
Подарком для зрителей стал балет «Руслан и Людмила» в исполнении театра «Кремлевский балет». Эта постановка на саратовской сцене была показана впервые и в тех декорациях и костюмах, в которых она демонстрируется в Москве.
Автором либретто является народный артист РФ, лауреат премии Москвы, художественный руководитель театра Андрей Петров.
Художник-постановщик - Марина Соколова.
Декорации и костюмы исполнителей стали, наверное, самыми дорогими, когда-либо стоявшими на сцене Саратовского театра оперы и балета.
Балет создан по мотивам поэмы А. Пушкина и оперы М. И. Глинки, где сказочное волшебство соседствует с реальностью, а история и вымысел приправлены мягкой иронией.
В балете было задействовано около 100 танцоров. Главные партии исполнили Михаил Евгенов (Руслан), Екатерина Первушина (Людмила), Максим Сабитов (Ратмир), Валерия Побединская (Горислава), Ирина Аблицова (Наина), Егор Мотузов (Черномор).
Литературную классику на театральной сцене саратовцы также увидели в исполнении артистов Большого театра, «Геликон оперы», «Новый оперы» и Мариинского театра.
В программу фестиваля вошли опера «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Русалка» Александра Даргомыжского.
Также зрители увидели балет «Дон Кихот» и «Щелкунчик», ведущие партии в них исполнили солисты большого театра Республики Беларусь – Екатерина Олейник и Константин Героник, и солисты Михайловского театра Вероника Игнатьева и Иван Зайцев.
Неизменный интерес у публики привлек конкурс вокалистов, который проходил в рамках Собиновскго фестиваля.
В этом году в оргкомитет фестиваля поступило 84 заявки из разных городов России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Но только 12 молодых оперных певцов смогли побороться за главный приз. В первом туре конкурсанты представили зрителям романсы и народные песни, во втором - арии из опер русских и зарубежных композиторов.
В этом году был довольно сильный состав участников. Профессиональным составом жюри были выбраны три лауреата и три дипломанта. Также за понравившегося исполнителя могла проголосовать и публика фестиваля. Всего в голосовании приняли участие более 1300 зрителей.
Дипломантами конкурса стали: солист National Theatre Mannheim (Германия) Валентин Аникин (Екатеринбург), выпускница Государственной классической академии им.Маймонида Екатерина Бухарова (Москва), выпускник Ереванской государственой консерватории Саргис Бажбеук-Меликян (Армения), получив также приз зрительских симпатий (по результатам 2-х туров набрав 368 голосов), и стал обладателем премии в 45 тысяч рублей.
Лауреатом третий степени и обладателем премии в 50 тысяч рублей стал студент магистратуры Российской академии им.Гнесиных Аббосхон Рахматулаев (Узбекистан).
Лауреатом второй степени и обладателем премии 75 тысяч рублей стала солистка Башкирского государственного театра оперы и балета Гульнара Валеева (Уфа). Она во втором туре исполняла арию Марфы из оперы «Царская невеста» и каватину Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур».
Победительницей конкурса и обладательницей губернаторской премии в 100 тысяч рублей стала солистка Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Зимина (Москва). Глубокое, сочное бархатистое звучание меццо-сопрано вокалистки покорило жюри, во многом благодаря крайне успешному исполнению каватины Кончаковны из оперы «Князь Игорь» и арии Далилы из оперы «Самсон и Далила» во втором туре конкурса.
Финальным мероприятием стал заключительный гала-концерт, на котором выступили лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов.
Открылся вечер приветственной речью министра культуры Саратовской области Татьяны Гараниной: «Каждый год в мае, мы с нетерпением ждем наш уникальный фестиваль, и это всегда яркое событие в череде фестивалей Саратовской области. Это фестиваль творчества, профессионализма, это молодость, азарт, новые имена и постановки, встречи со зрителем. Благодарим за ту энергию, которая исходит от вас каждый день, за ваши аплодисменты и улыбки».
Далее, по традиции прошла церемония вручения дипломов лауреатам Конкурса конкурсов вокалистов Собиновского фестиваля.
В праздничном гала-концерте в честь закрытия фестиваля приняли участие лауреаты Конкурса конкурсов, солисты Саратовского театра оперы и балета, хор и симфонический оркестр театра под руководством главного дирижера и художественного руководителя театра Юрия Кочнева.
В первом отделении концерта выступили: лауреат Всероссийского конкурса Виктор Куценко с арией Галицкого из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, лауреат Международных конкурсов Вера Паньшина исполнила отрывок из оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки, арию Грязного из оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» исполнил Андрей Потатурин, арию Лизы из оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского исполнила Анна Шахова.
Лауреат Международных конкурсов Илья Говзич вышел на сцену с арией Калафа из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини. В исполнении Ольги Дё прозвучал отрывок из оперы «Жизнь за царя». Народный артист России Виктор Григорьев вышел с песней Варлаама из оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Ксения Нестеренко продолжила концерт арией Донны Анны из оперы «Дон Жуан» Моцарта. Первое отделение завершилось выступлением лауреата второй премии Конкурса конкурсов вокалистов Гульнары Валеевой и обладателя приза зрительских симпатий Саргиса Бажбеука-Меликяна (Армения).
Второе отделение открыла заслуженная артистка России Татьяна Соболева с арией Маргариты из оперы «Фауст». На сцену вышли Павел Корчагин, народная артистка России Светлана Костина, заслуженный работник Республики Коми Михаил Журков, лауреат Международных конкурсов Марина Демидова и Оксана Колчина, заслуженные артисты России Александр Багмат и Ольга Кочнева.
Народный артист СССР Леонид Сметанников исполнил отрывок из оперы «Алеко» Сергея Рахманинова. Ария Каварадосси из оперы «Тоска» прозвучала в исполнении лауреата третей премии XXXI Собиновского фестиваля Аббосхона Рахматуллаева. Победительница Конкурса конкурсов Наталья Зимина (Москвы) вышла на сцену с арией Далилы из оперы «Самсон и Далила». Завершился гала-концерт выступлением хора театра с хормейстером Анной Вильперт.
В финале всем участникам вручили цветы, в том числе специальную корзину от губернатора Саратовской области Валерия Радаева. Вокалистам аплодировал полный зал зрителей.
Традиция каждую весну проводить в Саратове оперный фестиваль зародилась ещё в далеком 1986 году.
Первый всероссийский фестиваль оперного искусства был назван в честь великого русского тенора Леонида Витальевича Собинова, который, будучи в апогее славы, несколько раз приезжал на гастроли в Саратов.
Целями и задачами Собиновского фестиваля является деятельность по привлечению широкой публики к искусству с приоритетом оперного, и хореографического жанров, пропаганда редко исполняемых произведений мировой музыки, сохранение музыкальных традиций, развитие современного искусства, укрепление культурных и международных связей, выявление молодых талантов.
XXXI Собиновский международный музыкальный фестиваль прошел на высшем уровне. Музыкально-фестивальная весна состоялась! Возможно, что следующее грандиозное музыкальное событие саратовцы увидят уже совсем в «другом» театре. Здание Саратовского академического театра оперы и балета нуждается в серьезной реконструкции, и в этом году театральный сезон был закрыт досрочно. Ещё в апреле губернатор Саратовской области Валерий Радаев выступая перед депутатами областной думы, не исключил возможность сноса здания театра. «После качественной экспертизы станет понятно, что делать дальше. Если эксперты придут к выводу, то вместе с жителями, коллективом будем говорить о сносе театра и строительстве нового. К этому мы должны быть готовы», - сказал Радаев. Сейчас специалисты обследуют состояние фундамента здания.