По-корякски он называется «чав'ат», по-чукотски «чаат».
Зачем ловить оленей арканом? А потому что они практически дикие – что корякские, что чукотские.
Арканом ловят оленя на убой. Закинув аркан на оленя, человек натягивает его и быстро приближается к намеченной жертве, собирая аркан в кольца. В то же время другой человек схватывает оленя одной рукой за рог, а другой рукой искусно вонзает нож в сердце, употребляя для этого длинный тонкий, но крепкий нож, заостренный на конце.
Ездовых оленей тоже ловят арканом. Они более ручные – но, проведя в стаде лето без всякой работы, возвращаются в естественное состояние. Зимой при остановках на ночь ездовые олени отпускаются в стадо, а утром, перед выступлением в путь, их ловят арканом.
Наш аркан изготовил чукотский мастер Анатолий Ямна. Поэтому дадим слово этнографам Юрию Симченко и Владимиру Лебедеву, которые подробно описали чукотский аркан оленевода Ивана Вантуляна. «Чаат Ивана Ивановича сделан по классическим канонам. Он сплетен из ремешков оленьей кожи в четыре пряди. На одном конце – медное кольцо. В этой части чаат толщиной с мизинец. Длина его метров пятнадцать-двадцать. Противоположный конец его потоньше. У Чельгата чаат такой же. У других, у парней, что помоложе, чааты разные. Есть из капроновой веревки – видно, лень плести.
С традиционным чаатом действительно хлопот много. Надо со шкурой повозиться, нарезав ее безупречными полосами, плавно сужающимися по всей длине, затем полосы вытянуть в меру и идеально отскоблить ножом. Потом надо спину гнуть, сплетать аркан и в довершение отполировать его. Взять капроновую веревку проще.
Впрочем, есть и чааты из лахтачьего ремня. Лахтачий ремень можно вырезать идеально круглым. В сечении лахтачья шкура бывает более полутора сантиметров толщиной. Однако возни с ним не меньше: ножом выравнивать тридцать метров ремня – терпение надо иметь изрядное…»
У нашего аркана кольцо костяное, часть сплетена из кожи, а длинная часть – именно капроновая верёвка.
Оленеводы владели арканом виртуозно. Вот как ловили оленей коряки. Герой истории – молодой пастух Эвенкав.
«В руках у Эвенкава был длинный ремень – аркан, свернутый кольцом.
- Какого оленя ловить? – спросил он.
- Сначала вон того, однорогого, – указал хозяин.
Из стада в несколько сот оленей, которые ни минуты не стоят на месте, все время перебегая и смешиваясь, выловить одного оленя не легко.
Но Эвенкав спокойно подошел к стаду, вмешался в гущу оленей. Он ни на минуту не сводил глаз с намеченной жертвы и шел все время так, чтобы отделить от нее остальных оленей, отгоняя их в сторону.
Вот однорогий олень остался среди небольшой кучки в несколько десятков оленей. Эванкав вдруг одним быстрым движением извернулся, метнул рукой. Аркан змеей взвился в воздухе, и петля обвилась вокруг единственного рога оленя.
Эвенкав рывком затянул аркан. Олень стал на дыбы, запрыгал, хрипя и вытаращив глаза. Но Эвенкав словно врос в землю. Он стоял, широко расставив ноги, напрягая каждый мускул своего сильного тела.
Когда олень на минуту прекращал свои неистовые скачки и останавливался, понурив голову и широко раскрыв пасть, в которой с хрипением булькала пена, Эвенкав быстро наматывал аркан на руку и делал несколько шагов в сторону юрты. Так постепенно он тащил оленя к месту убоя» (Сергей Стебницкий, «У коряков на Камчатке», 1931 г.)
На праздниках оленеводы соревновались друг с другом, метая аркан. Целью были не настоящие олени, а оленьи рога, привязанные на длинном ремне или веревке к шесту, который вращал один из пастухов.
Метать аркан учились с детства.
До встречи через две недели! Наша яранга по-прежнему ждёт гостей. https://www.youtube.com/watch?v=McTPyaqGRbM
***
Статья публикуется в рамках проекта «ЭТНОплощадка: 50 историй нужных вещей с Натальей Дивниной». Два раза в месяц Наталья Валентиновна увлекательно рассказывает о простых предметах быта народов крайнего Севера. Подписывайтесь, чтобы знать больше о культуре народов России!
#50 историй нужных вещей #культура #кмнс #коренные народы севера #северные народы #камчатка #чукотка #история россии #история дальнего востока #вокруг света