Этот творческий период жизни популярной актрисы нечасто вспоминается, но для нас он интересен. И для становления Фаины Раневской, как актрисы, он был очень важен, был эмоционально насыщенным и творчески значимым (1925-1927 и 1929-1931 годы).
В начале XX века культурная жизнь в Баку била ключом. По сути это был культурный центр Закавказья. Здания театров с прекрасной архитектурой, с понимающей и благодарной публикой привлекали театральную богему и выдающихся людей того времени. Здесь жил и творил Сергей Есенин, на сцене блистала неповторимая Айседора Дункан...
Приглашение в Баку
В 1925 году Фаину Раневскую пригласили в Бакинский рабочий театр для участия в спектакле "Пугачевщина" (ныне Азербайджанский государственный русский драматический театр им. Самеда Вургуна). Новаторская постановка была с триумфом встречена, и актриса решила остаться. И это был не только поиск новых зрителей и признания. Для Раневской было важно быть в гуще всего нового и передового - только так можно было развиваться, чтобы ни в коем случае не отстать от жизни.
"Я работала в двадцатые годы у Михаила Швейцера, в тридцатые - у Сергея Майорова, амбициозного и деятельного режиссера, воспитанника легендарного Мейерхольда. Играла много и, кажется, успешно. Театр в Баку любила, как и город. Публика была ко мне добра", – вспоминала Фаина Георгиевна.
Бакинский сезон запомнился Раневской, как достаточно интересный и удачный. Баку не мог ей не понравиться – это был огромный многонациональный город, с богатыми культурными традициями, интересными людьми. А Бакинский рабочий театр считался новаторским во всем Союзе, и приглашение играть в нем очень ценилось.
Пьесы, в которых приходилось играть актрисе, были актуальны для того времени, и зрители охотно шли в театр. Раневская играла обычно небольшие характерные роли, но благодаря своему таланту и индивидуальности быстро стала популярной.
При ее появлении зрители начинали смеяться, но смех становился все горше и горше, а под конец, провожая Раневскую со сцены, утирали слезы. Из ролей, сыгранных Фаиной Раневской, можно назвать певицу в спектакле "Наша молодость", сестру генерала Музу Валерьяновну в "Сигнале", уборщицу Федосью Лукинишну в "Урагане" и т.д. Играла она много и успешно.
Особенно большой успех актрисы в спектакле "Наша молодость" по роману Виктора Кина даже дошел до Москвы. Известный детский писатель Самуил Маршак (друг автора романа) даже решил приехать в Баку:
"Очень хочу в Баку, а еще больше посмотреть актрису Раневскую. Я так наслышан о ней…"
"...я так наслышан о ней". И это (не забываем!) про актрису, играющую второстепенные роли!
В тот раз поездка не состоялась. Но позже, когда знакомство случилось, они очень быстро подружились, и как это почти всегда было у Раневской – если уж подружились, то на всю жизнь.
Встречи случайными не бывают
Первая встреча с Михаилом Жаровым у Фаины Георгиевны была именно в Бакинском рабочем театре. Он уже был известным актером и выступал на этой сцене. В дальнейшем они не раз встречалась на съемочных площадках.
На одном из спектаклей Раневскую узнала ее подруга детства - Эсфири Ицкович. Они познакомились еще в 1905 году, когда одиннадцатилетняя Эсфирь вместе с родителями приезжала в Таганрог. Ее отец, нефтепромышленник и коммерсант Соломон Ицкович, был компаньоном отца Фаины Гирша Фельдмана. Девочки подружились, но потом Фаина уехала в Москву, а Эсфирь вернулась в родной Баку.
Так судьба снова их свела и сблизила на долгие годы. У Фаины Раневской было мало по-настоящему близких друзей, но именно в отношениях к Эсфирь она была совершенно искренна. Сохранилась их переписка с 1931 по 1974 годы. Каждое письмо актрисы является своеобразным откровением. Эсфирь скончалась в 1986 году в израильском городе Холоне.
Еще одна незабываемая для Раневской встреча была с известным поэтом Владимиром Маяковским, которого она уже видела однажды в Москве. В тот период Маяковский жил и работал в Баку. В театре проходил его творческий вечер.
"В Баку в 25-м году я увидела его в театре, где играла в то время. Он сидел один в одной актерской гримерной, в театре был вечер, его вечер, сидел он, задумавшись, я вошла и увидела такую печаль у него в глазах, которая бывает у бездомных собак, у брошенных хозяевами собак, такие были его глаза. Я растерялась, сказала - мы познакомились в закрытом клубе у Шоров; он ответил, что был там один раз. В это время кто-то из актрис под дверью пропищала "нигде кроме, как в Моссельпроме". Маяковский печально улыбнулся и сказал: "Это мои стихи". Актриса хихикала за дверью. Хихикали все. Обыватели, сидящие в зале, и многие из актеров весь вечер травили Поэта, а он с вечной своей папиросой, казалось, намертво прилипшей к губе, говорил им гениальные дерзости. Маяковский был умнейшим из людей моего времени. Умней и талантливей в то время никого не было. Глаза его, тоски в глазах не забуду - пока живу", - вспоминала Раневская.
И снова Баку
Прослужив два сезона в Бакинском рабочем театре, Фаина Раневская на время оставила театр. Два следующих сезона она выступала на сценах Архангельска, Смоленска и Сталинграда, но в 1929 году Фаина Георгиевна, вновь вернулась в Баку.
Завершив театральный сезон 1931 года в Баку, Фаина Раневская уже навсегда возвращается в Москву…
Читайте и другие статьи о детстве, жизни и творчестве великой актрисы на моем канале по тегу #ораневской
А если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал - будет еще много интересного!
#фаинараневскаявбаку #фаинараневская #цитатыфаиныраневской #биографияактрисы #судьбаактрисы