В прошлой статье я вам, уважаемые читатели и гости канала, уже рассказал, что на железных дорогах СССР и России 90-х годов вагоны с двумя гофрами ниже подоконного пояса — это купейные вагоны и вагоны рестораны, производства завода Аммендорф, Германия. В наше время массово списываются. Только треть таких вагонов проходит капремонт с заменой салона и электрооборудования, продлевая срок эксплуатации ещё лет на 15. Вагоны с оригинальным шоколадно-коричневым салоном пока ещё возможно встретить на наших железных дорогах, но в редких случаях. Дочитай статью до конца и узнаешь когда и как в них можно прокатиться по обычному билету дальнего следования. Поэтому те, кто хочет на них прокатится — поторопитесь.
А мы продолжаем наш разговор на тему вагонов Аммендорф.
Редкая версия Аммендорфа
В советскую эпоху вагоны производства "Аммендорф" были не только купейные, но и сидячие, которые использовались в фирменных поездах, таких, как "Буревестник", "Северное сияние", "Вятка", "Кама", или та же "Красная стрела" и т.д.
Стоит отметить, что это были изначальные такие вагоны с завода. Поставлялись на наши отечественные железные дороги мелкими партиями с конца 70-х и до конца 80-х годов. Потому встретить их можно было только в вышеназванных фирменных составах. Помимо оригинальных сидячих вагонов Аммендорф, были сидячие Аммендорфы, переделанные из купейных, на отечественных заводах, в основном на ТВЗ. В основном это были уже убитые, докатывающие свой срок вагоны, которые иногда могли цеплять в обычные (не скорые) поезда дальнего следования или из которых формировались т.н. дачные составы (аналог электричек, поскольку для самих электричек вагонов ЭР2 и им подобных физически на все пригородные направления не всегда хватало). Известно, что цвет пластика внутри таких переделанных вагонов был белый - аналогичный пластику плацкартных вагонов ТВЗ.
Двойник Аммендорфа - купейный вагон завода Герлиц, Германия
С виду неотличим от Аммендорфа, так как проект был единый и модельный ряд идентичный. Даже отделка была одинаковой. Но купейных вагонов Герлиц в СССР было меньше, чем Аммендорфов (основной парк вагонов Герлиц в СССР - это вагоны СВ-РИЦ, с низкой крышей). Но присмотритесь на фото выше, на нем вагон Герлиц. Основное отличие от Аммендорфа в том, что около двери рабочего тамбура (под поручнем) есть такая труба в форме сердечка. Аммендорф ее не делал. Ну и еще есть разница в электрооборудовании, только с виду ее не видно.
Может быть, отличие в 50 и 110 вольт внутри салона тоже можно отнести к тому, что вагоны выпускались на разных заводах? Но лично мне это не удалось узнать. Пиши в комментариях, если знаешь.
Перейдём к более интересному экземпляру - плацкартному (!) вагону завода имени Цегельского, Польша, который снаружи практически неотличим от Аммендорфа!
Как видно на фото, снаружи все те же две гофры, но вагон плацкартный! Годы выпуска - 1950-1960. Изготовлялся по советским чертежам (читай статью до конца и ты узнаешь почему чертежи были советские). Изначально кузов был гладкий, гофрированный кузов вагоны получили начиная с 1954 года. Расстояние между гофрами выше подоконного пояса по сравнению с вагонами Аммендорф немного увеличено.
Всего было выпущено 2746 шт. 58 спальных мест / 87 сидячих. Часть из них поставлялась в СССР, в основном в западную часть (УССР, БССР, Прибалтику). Все вагоны давно уже списаны в силу пробега и возраста, поэтому на наших железных дорогах сейчас искать их смысла нет, ибо не найти. Есть упоминания, что такие вагоны до 2004 года попадались в редких случаях с ленинградской базы запаса на направлении Москва – Спб по ветке через Сонково, что идёт из Москвы от Савеловского вокзала, но реальных доказательств найти не удалось. Зато нашлось фото внутреннего интерьера, отделанного линкрустом зелёного цвета.
Есть сведения, что последние выпущенные вагоны данного завода могли быть отделаны пластиком, но никаких фотографий найти также не удалось. Кроме того, пластик могли ставить при капитальном ремонте вагонов.
Самый интересный экземпляр – плацкартный или общий ЦМВ вагон завода имени Егорова, СССР, Ленинград с двумя гофрами - двойник вагона завода имени Цегельского, Польша.
ЦМВ означает цельнометаллический вагон. Одним из первых заводов в нашей стране по производству цельнометаллических вагонов стал завод имени Егорова в Ленинграде. До появления вагонов ЦМВ, все вагоны были в деревянном исполнении.
Да, оказывается и у нас изготавливались вагоны с двумя гофрами выше и ниже подоконного пояса, правда совсем давно, с 1948 и примерно до конца 50-х/начала 60-х. А опытные образцы были построены ещё до войны! Более того, ТЗ на разработку вагона для СССР немцам и полякам составляли сотрудники КБ Егоровского завода, на базе уже разработанного им же ЦМВ. Значит и тут интуиция меня не особо подвела, потому что можно с уверенностью сказать, что вагоны Аммендорф хотя и родились в Германии, но были зачаты у нас.
И это ещё не всё. Аналогичные ЦМВ строились в то время на Лианозовском заводе и, внимание, на КВЗ (сегодняшний ТВЗ), поэтому с уверенностью можно сказать, что лианозовские и калининские ЦМВ это двойники егоровских.
Известно также, что изначально вагоны КВЗ имели три гофры над подоконным поясом. Позднее над оконным поясом стали делать две гофры.
И тут мне вспомнилось, что по слухам на маршруте Москва – Спб до 2004 попадались плацкарты с двумя гофрами. Так может быть это мог и ЦМВ завода им. Егорова быть или ЦМВ лианозовского завода или КВЗ? Хотя не вариант, ибо самые новые «егоровцы» и «лианозовцы» ЦМВ к 2004 году даже с модернизацией уже превысили бы свой срок эксплуатации.
Вопрос на засыпку
Если у нас есть чертежи вагонов с двумя гофрами, принадлежащие нашим заводам, то ничто не мешает снова начать производство этих самых вагонов. Тем более, что технология производства по уменьшенному числу гофров говорят о более продвинутой культуре сварки, если в последнее время вообще имеется тенденция полностью отказываться от гофров на новейших вагонах и локомотивах.
Пока есть время
Время не ждёт, как и отходящий поезд. Но пока ещё возможность застать вагоны Аммендорф в аутентичном виде. Если у кого-то есть желание их "заценить", то купите билет на летний дополнительный поезд, назначаемый только в высокий сезон южных перевозок. В таких поездах еще сплошь и рядом можно встретить классические Аммендорфы с баз запаса, ещё не переделанные в больничные тона. Но лет так через пять, скорее всего, Аммендорфы в аутентичном виде мы уже не застанем, так же как сейчас уже не застать вагоны ЦМВ «егоровцев», «лианозовцев», КВЗ и вагонов производства завода имени Цегельского.
А причём здесь ж.д. моделизм?
Помните, в статье «Литература на тему отечественных железных дорог. Часть вторая» я приводил книгу И.Ф. Скиба «Вагоны». Часть материала из данной книги была использована для написания этой статьи. Но описание, фотографии и чертежи из данной книги относятся только к вагонам, выпущенным до 1960 года. Аммендорфы, а также их двойники, как раз из таких вагонов, которые и были спроектированы до 1960 года, а дальнейшее развитие получили в последующие десятилетия. Мы собираем любую информацию по вагонам, получившим своё развитие и после 1960 года Поэтому, дорогой читатель, если тебе есть что сказать по вагонам Аммендорф и их двойникам — мы будем признательны! Наша команда, возьмёт на заметку всю предоставленную информацию по таким вагонам. Но уже на сегодняшний день понятно, что можно изготовить модели таких вагонов с разным интерьером (купе, плацкарт, сидячий) и разным внутренним цветовым наполнением — главное соблюсти исторические формальности.
Подписывайтесь на наш канал и вы узнаете не только все тонкости из истории настоящей ж.д., но и все тонкости изготовляемых или уже изготовленных железнодорожных моделей.
https://zen.yandex.ru/media/id/624c7c2b103ac86dea9698ab/literatura-na-temu-otechestvennyh-jeleznyh-dorog-chast-vtoraia-62c1d14bff849b4aa19aff4d
https://zen.yandex.ru/media/id/624c7c2b103ac86dea9698ab/bilet-v-kupe-ammendorfa-specialnyi-letnii-vypusk-chast-1-62c3308ec4818055579539b8
#купе #железнодорожныймоделизм #подписка #железнодорожный #моделист