60,7K подписчиков

В Индии признали теорему Пифагора фейком. Почему они не совсем правы

3,4K прочитали

Приветствую Вас, уважаемые Читатели! Многие из Вас уже видели мой предыдущий пост, посвященный Управлению школьного образования индийского штата Карнатака, которое выпустило документ, назвав фейком теорему Пифагора.

Сразу замечу, что вклад индийской математики и так в современности приуменьшен, например, я писал недавно о фактическом отце математического анализа:

Оказывается, и теорема Пифагора имеет древнеиндийские корни. Первое её упоминание находится в т.н. сутрах (трактатах) Бодхаяны, представляющих собой группу ведических текстов на санскрите, которые охватывают ежедневные ритуалы, математику и являются одним из старейших индуистских текстов, которые сохранились в современную эпоху.

Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/The_Bodhisattva_Manjushri%2C_Folio_from_a_Prajnaparamita_%28The_Perfection_of_Wisdom%29_LACMA_M.72.1.21_%282_of_2%29.jpg
Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/The_Bodhisattva_Manjushri%2C_Folio_from_a_Prajnaparamita_%28The_Perfection_of_Wisdom%29_LACMA_M.72.1.21_%282_of_2%29.jpg

В сутре Бодхаяны "Сульба" утверждается правило, которое сегодня в большинстве стран мира называют теоремой Пифагора. Это правило было известно ряду древних цивилизаций, включая также греческую и китайскую, и было записано в Месопотамии еще в 1800 году до н.э

Веревка, натянутая по длине диагонали, образует площадь, которую образуют вертикальная и горизонтальная стороны вместе

Упомянутые диагональ и стороны - это диагонали и стороны прямоугольника, а площади - площади квадратов, имеющих эти отрезки в качестве своих сторон. Поскольку диагональ прямоугольника является гипотенузой прямоугольного треугольника, образованного двумя смежными сторонами, утверждение считается эквивалентным теореме Пифагора.

И всё бы это хорошо, но есть одно "но". Годы жизни достопочтенного древнеиндийского мыслителя определяются лишь приблизительно. В книге "Индийская философия" Сарвепалли Радхакришнан на основании сравнительного анализа текстов различных сутр указано, что "если Апастамба жил в III веке до н.э., тогда Бодхаяна жил на век или два раньше".

Таким образом, речь идет о 4-5 веке до нашей эры, т.е. Бодхаяна вполне мог быть современником Пифагора (570—490 годов до н. э.) или вообще жить позднее.

  • Я ZА ПИФАГОРА! Спасибо за внимание!
  • TELEGRAM и Вконтакте- там я публикую не только интересные статьи, но и математический юмор и многое другое.