Найти тему

Что посеешь, то и пожнёшь

Во времена СССР только ленивый журналист не употреблял слова «битва за урожай». Именно так называли уборку зерновых. С той поры много воды утекло. А сегодня, когда произошла настоящая техническая революция в плане оснащения аграриев новыми комбайнами и тракторами, напоминает ли жатва ту самую пресловутую «битву»? Это я попыталась выяснить, отправившись в село с символичным названием Урожайное.

Уборочная в разгаре
Уборочная в разгаре

Мы мчим в машине депутата ГС РК Михаила Безноса, курирующего Советский район, в одно из лучших фермерских хозяйств. Термин «мчим» употребляю не случайно — просёлочную дорогу недавно отремонтировали, и она, некогда разбитая донельзя, позволяет развивать приличную скорость.

Упоминая о дороге, Михаил Иванович говорит много добрых слов в адрес руководителя крестьянско-фермерского хозяйства «Забара» — Ивана Ивановича Чернеги. Некогда колхоз, носивший имя «Новая жизнь», был передовым в районе, и сегодня фермер (долгие годы, до распада СССР работавший главным агрономом), по мере сил, вот уже 22 года поддерживает его былую славу. В хозяйстве — более тысячи гектаров, засеянных пшеницей (680 га), подсолнечником (100), корианд­ром (40), рапсом (50), ячменём (120 га).

Иван Чернега встречает нас на току, разговор с фермером идёт под не прекращающийся гул механизмов: уборочная — это не только работа в поле, но и приём, переработка зерна.

— Нынешний год начался с серьёзного подорожания запчастей (в два с половиной раза!) к импортной технике, которой у меня несколько единиц, — досадует руководитель. — Более того, на комбайн «Джон Дир» их вообще нет.

И. Чернега
И. Чернега

— Но ничего, — улыбается фермер, — как-то справляемся: переделываем детали с советских машин. Наши мастера — ещё те Кулибины! Во многом виноваты, конечно, санкции, введённые Западом и направленные, прежде всего, против российских производителей. Однако и в этих условиях мы продолжаем жить и даже развиваться. Урожай-2022, несмотря на погоду так себе весной и даже летом, будет неплохим. Пшеницы убираем в среднем по 40 центнеров с гектара. Вот только бы цену не сбивали украинские фермеры — они возят сюда зерно как прошлого, так и нынешнего урожая. Демпингуют. С подсолнечником тоже всё в порядке — шляпка сформирована, урожай ожидаем хороший.

Всю продукцию фермер сдаёт крупным фирмам в портах Севастополя и Керчи, а также на Красногвардейский элеватор. А ещё сельхозпроизводитель обеспечивает работой более 20 местных жителей. В уборочную зарплата, к примеру, комбайнёра, составляет 150 тысяч рублей. Неплохая прибавка к семейному бюджету. А «Забара» — одно из крупных бюджетообразующих предприятий всего Советского района.

М. Безнос
М. Безнос

— Поддержка местных производителей со стороны крымских властей, — вступает в разговор Михаил Безнос, — весьма существенна. Приведу лишь один пример: большинство дорог к сёлам района находилось в плачевном состоянии, это особенно сказывалось в период жатвы, когда надо перевозить зерно на ток, а потом доставлять его потребителям. На разбитых дорогах происходили большие потери, да и сама скорость передвижения значительно сокращалась. В этом году республиканские власти выделили крупную сумму на ремонт 70 километров дорожного полотна, из которых отремонтированы уже 63. До конца года будут приведены в порядок и важные перевалочные пункты — мосты в Советском, Прудах и Красно­флотском.

В свою очередь фермеры района говорят: «Мы не нуждаемся в особой помощи, привыкли рассчитывать на свои силы. Вот бы только солярка и бензин были бы чуть дешевле!».

Дальше мы отправляемся на поле, где с раннего утра (начиная часов с шести) кипит работа. Слова и фото, к сожалению, не могут передать то чувство, которое охватывает, когда наблюдаешь, как жатка захватывает колосья, а за комбайном остаётся короткая стерня. Как в раскалённом воздухе, почти мареве, чувствуется здоровый азарт хлеборобов, занятых важным делом: уборкой урожая. Они знают, «будет хлеб, будет и песня», слова к которой «пишутся», в том числе и ими.

Светлана КИРЬЯНОВА
Фото Валентина ГУСЕВА