Спорить о предмете, вынесенном в заголовок, можно бесконечно. В этом просматривается схожесть литераторов и военачальников – и те и другие крайне предвзяты к друг другу.
В скобах замечу два момента. Склонность к кулуарным интригам в военной среде я заметил давно, ещё работая в оборонке. А недавно это наблюдение подтвердилось чтением воспоминаний Константина Симонова «Глазами человека моего поколения». Беседуя с маршалами Жуковым, Коневым, Василевским, он не переставал удивляться большому количеству кланов в военной среде. Эти кланы непримиримо враждовали. В самом мирном варианте эта вражда проявлялась в спорах, чей начальник талантливее. Разумеется, никогда такие споры не заканчивались консенсусом.
Вернусь к заглавной теме.
Объективного критерия гениальности нет. Это не математика, где можно строго доказать свой тезис. Однажды задумавшись над этим, я решил для себя так: та книга, которая меня увлекла сразу, с первой страницы и до последней, является гениальной.
Причём, совершенно не важна тема литературного произведения. Я игнорирую общественный резонанс. Безразлично, сколько автор на этом заработал. Объём текста тоже не имеет значения. Только привлечённое внимание.
Основываясь на этом базисе, я сейчас вспомню гениальные с моей точки зрения тексты и перечислю их. Вспоминать буду по ходу этой статьи, поэтому начну с детства и далее – по мере взросления. Так проще будет вспомнить.
- Сказка о курочке Рябе. Не знаю, как у вас, а меня этот текст всегда в детстве увлекал. Я не замечал никаких логических несуразностей, всё казалось последовательным и не вызывало никаких вопросов. Этот короткий стишок-сказка гениален в первородном смысле слова.
- Незнайка на Луне. Н.Носов. Без комментариев. Этот роман является моим кумиром на протяжении всей жизни.
- Трудно быть богом. Стругацкие. Прочёл взахлёб, многие фрагменты врезались в память на всю жизнь. Кстати, не могу сказать этого о других романах Стругацких.
- До третьих петухов. В.Шукшин. Эта повесть-сказку я прочел ещё школьником и хорошо помню, как меня увлекли бытовые диалоги. Обычно, дети не любят такой стиль. Я впервые оценил такой жанр именно в этой бузе.
- Из жизни насекомых. Пьеса Карела Чапека. Здесь виртуозно остроумные тексты. Когда в студенчестве я пересказал эту пьесу друзьям, мы потом ещё долго щеголяли словечками из неё.
- Лучшие стихотворения Сергея Есенина. Без комментариев. Они живут со мной постоянно.
- Подруга французского лейтенанта. Мантисса. Два романа Джона Фаулза. Эталонные тексты с идеальной пропорцией занимательности и глубокого смысла.
- Спасение из Шоушенка. Стивен Кинг. Великолепный сюжет, отличный литературный язык. Не пошлая мораль.
- Мужская тетрадь. Татьяна Москвина. Сборник критических статей. Москвина – наш современник – восстановила репутацию критической литературы, вновь сделав её интереснейшим чтением. Язык современный, в каждой статье найдется блестящая сатирическо-юмористическая фраза, над которой вы будете долго смеяться.
- Некрополь. Владислав Ходасевич. Книга мемуаров. Мало того, что речь идёт об интересных персонажах русского Серебряного века, так Ходасевич ещё и блестяще анализирует их жизненные ситуации. Нудности нет и в помине. Долгое время была моей настольной книгой.
Остановлюсь на этом. Разумеется, я вспомнил не всех. Пусть Гоголь не обижается, я его люблю пылко и навсегда. Но Гоголя вы и сами все назовёте, поэтому не стану тратить ресурс. И Маяковского, и Лескова, и Набокова, и Высоцкого. И т.д.
Может, ночью совесть заставит вспомнить ещё кого-то, тогда допишу в постскриптуме.
Ну, до третьих петухов! ))