Найти тему

#Самара

#Самара

Штурмовик Ил-2. Именно эти "летающие танки" стали главным вкладом в Победу эвакуированных в Запасную столицу заводов, именно с них началось становление куйбышевского авиапрома, перешедшего постепенно в ракетостроение. "Бетонных самолётов", как называли Ил-2 немцы, завод №18 (ныне умирающий "Авиакор") за время войны наклепал 15 000, и хотя был это самый массовый военный самолёт в истории (более 36 тысяч машин), частью "штурмовики" погибли в боях, частью устарели с появлением реактивных самолётов, и к 1970 году, когда руководство завода решило увековечить своё главное изделие монументом, вдруг оказалось, что подлинных Ил-2 уже и нет.

В итоге специальная команда нашла относительно целый экземпляр в болотах Мурманской области близ Алакуртти, чуть ли не по наводки пилота Котляревского, которому удалось тогда выжить.

Для реставрации машины пригласили старых рабочих, восстановивших её "памятью руки", и в 1975 году Ил-2 был поставлен на тогдашнем въезде в город. Позже, в 2008-09 и 2015-17 годах самолёт возили на новые реставрации, после которых он слегка менял местоположение, и теперь сверкает новизной.

Кольцо, на котором он стоит, нельзя пересечь легально — переходов через окружающие улицы тут нет, и может быть именно поэтому между двумя реставрациями достопримечательностью кольца стал бомж, свивший себе гнездо прямо в кабине самолёта. Бомж этот был склонен к перфомансам, то танцы устраивал на своём островке, то какие-нибудь инсталляции из подручного хлама выкладывал, а потом их поджигал, а особенно зол на реставраторов был за то, что его вещи из кабины они выкинули уже на заводе и неизвестно куда.

Вскоре после того, как самолёт уехал, исчез и сам бомж, и больше никто его в Самаре не видел. В общем, тут даже на окраинах - не соскучишься....

(с) Илья Буяновский