Найти в Дзене
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Кто такие ассасины? От "курильщиков" до председателей Лиги Наций

Оглавление

Массовый интерес к ассасинам произошел после выхода культовой игры Assassin's Creed, в которой игрок действует от имени сирийца-ассасина Альтаира в период Третьего крестового похода. Однако в игре не проясняется вероисповедание ассасинов, им только приписывается нигилистическое кредо с весьма размытыми формулировками. Кем же были ассасины на самом деле?

Термин "ассасин"

Термин "ассасин" происходит от арабского "хашишиах" (потребители гашиша), использовался для обозначения последователей низаритского направления шиитов-исмаилитов.

В своем первоначальном виде, примерно с 12 века, это название использовалось теми, кто враждебно относился к сирийским исмаилитам, поэтому их пытались заклеймить за предполагаемое употребление наркотика.

Впоследствии легенды об ассасинах перекочевали в Европу благодаря летописцам крестовых походов и путешественникам, таким как Марко Поло. Их описывали как религиозный "орден убийц", которым управлял "горный старец", подстрекающий своих адептов к убийствам с помощью наркотиков и обещаний о рае. Поэтому в Европе низаритский исмаилизм долгое время обозначали термином "Орден ассасинов".

Низаритский имама Мухаммед III, иллюстрация из "Путешествий Марко Поло"
Низаритский имама Мухаммед III, иллюстрация из "Путешествий Марко Поло"

История низаритского исмаилизма

Низаритское направление исмаилизма возникло в результате спора о престолонаследии после смерти фатимидского исмаилитского имама и халифа Маада аль-Мустансира Биллаха в 1094 году. Те, кто присягнул на верность его старшему сыну Низару, обосновались в различных частях Ирана и Сирии.

В Иране низариты столкнулась с могущественным противником - суннитами сельджуками. Помимо политического противостояние на низаритов ополчились мусульманские теологи-сунниты, среди которых был знаменитый сельджукский теолог аль-Газали. Атмосфера угрозы усилила изоляционизм низаритов и побудила их к прямым политическим действиям против лидеров сельджукского государства, что, в свою очередь, привело к дальнейшему ожесточению настроений суннитов против них.

Центром "ассасинов" была крепость Аламут на севере Ирана, которую захватил в 1090 году сторонник имама Низара - Хасан ибн Саббах. Именно он считается основателем Низаритского государства, также известного как Аламутское государство.

Реконструкция внешности Хасана ибн Саббаха, 19 век.
Реконструкция внешности Хасана ибн Саббаха, 19 век.

С 1094 года Саббах выступал как представитель Низара, так как тот был в бегах в Африке. Саббах развил сеть подконтрольных крепостей на севере Ирана и Сирии. Государство процветало более 150 лет, пока не столкнулось с мощью монгольского нашествия, которое привело к широкомасштабной резне исмаилитов.

Взятие крепости Аламут.
Взятие крепости Аламут.

"Ассасинов" продолжали преследовать в Иране и Сирии после падения государства. Низаритские источники говорят о непрерывной смене имамов в разных частях Ирана и появлении в 15 веке новых общин в Индии и Центральной Азии.

Возрождение низаритов началось в первой половине 19 века, когда шах Ирана Фетх Али-шах присвоил своему зятю (имаму низаритов) Абу аль-Хасану титул Ага-Хана (властитель). В тот момент Хасан управлял иранским городом Керман.

Интриги при иранском дворе вынудили Ага-хана I эмигрировать в Индию, где под британской защитой он основал штаб-квартиру в Бомбее в 1848 году. В 20 веке при его внуке Ага-Хане III началась модернизация общины путем создания школ, амбулаторий, больниц, жилищных обществ, организаций социального обеспечения и создания коммунальных административных структур. Он также участвовал в политических, социальных и благотворительных мероприятиях в поддержку индийских мусульман. Его роль в общественной жизни привела к избранию на пост председателя Лиги Наций в 1937 году.

Ага-Хан III с одной из жен
Ага-Хан III с одной из жен

В наше время низаритов возглавляет 49-й имам Ага-Хан IV. Он родился в Швейцарии, выступал от Ирана в качестве лыжника на Олимпийских играх в 1964 году. Учился в Гарварде, специализировался на истории ислама. Имеет множество наград от разных стран.

Учение низаритов

Продолжая излагать шиитско-исмаилитское видение ислама, разработанное при Фатимидах, низариты придают особое значение принципу "та-лим" (образование, обучение) - авторитетному учению, а также космическому и метафизическому значению имама, роль которого заключалась в передаче этого учения. Однако из-за недостаточности источников нам мало известно о содержании данного учения.

В 1164 году 23-й низаритский имам Хасан II созвал собрание в крепости Аламут и провозгласил себя видимым имамом. Идея "скрытого имама" распространена в шиизме. Низариты считают, что после смерти имама Низара в 1095 году его потомки стали "скрытыми имамами". Хасан II сделал серьезный шаг в укреплении своей власти, объявив себя "раскрытым" имамом, который находился вне поля зрения в течение 70 лет. Событие известно как "кияма".

После киямы началась реформа учения низаритов. Изменилось понимание пяти столпов ислама в сторону эзотеризма. Месячный пост в рамадан сменился на годичное подчинение собственной воли божественной. Вместе пятикратной молитвы низарит теперь должен молиться постоянно, помня о Боге и своем подчинении имаму. Отныне божественная истина, даруемая имамом, открыта низаритам, теперь они избранные Аллаха, которые обязательно попадут в рай при соблюдении слов имама.

Целью религиозной жизни низаритов является непрерывное стремление к внутреннему совершенствованию и переходу на более высокие уровни духовного роста и понимания. В этом смысле низариты чем-то напоминают суфиев.