Найти тему

Французский берег

Константина Веригина часто называют одним из соавторов легендарного аромата «Шанель № 5», но это не так – знаменитые духи появились
на рынке в 1921 году, а Веригин стал сотрудником Дома Шанель в Париже только весной 1926 года. Правда же состоит в том, что Константин Михайлович несколько десятилетий проработал у Шанель и в Доме Буржуа, где его учителем, наставником и другом стал непосредственный создатель легендарных духов – Эрнест Эдуардович Бо, русский интеллигент, бывший бело-армеец и человек искренне влюблённый
в своё искусство.

Эрнест Бо  1920-е годы
Эрнест Бо 1920-е годы

В 1920 году месье Бо при посредничестве великого князя Дмитрия Павловича был представлен модельеру Коко Шанель. Та предложила создать для нее духи, и когда парфюмер продемонстрировал ей серию ароматов, мадам Шанель выбрала из них тот, что был отмечен цифрой «5». Встал вопрос о названии – ведь Бо уже был известен, как автор духов «Букет Екатерины» и «Букет Наполеона» от Ралле, – но кутюрье сказала:
«Я
представляю коллекцию платьев пятого числа пятого месяца,
то есть в мае. Значит, и оставим духам номер, который они носят. Этот 5-й номер принесет им успех
». Так и случилось – аромат говорил сам за себя, не нуждаясь в абстрактном, пусть и в поэтичном названии.

Париж 1910-1920-е годы
Париж 1910-1920-е годы

В атмосферу этого творческого вихря, каким был Париж, и попал молодой инженер-химик Константин Веригин. Да и сама Франция – как и маленький Лилль, как и Грасс, дремлющий в душистой колыбели холмов Прованса, так любимый Фрагонаром, Герленом и Буниным, – пленила Константина Михайловича своей живописной свежестью, наивной утончённостью, напоминавшей ему… его Ялту.

-4

В Париже можно было часто услышать русскую речь, ведь Франция стала новым домом для тысяч эмигрантов, спасавшихся от ужасов гражданской войны. Для Веригина общение с Эрнестом Бо стало знаменательным, позволило сформироваться окончательно его собственному чутью исследователя и художника. Константин Михайлович писал: «Он был для меня и почитаемым учителем, и близким другом. Тридцать лет я учился и работал возле него, творил и пересматривал сделанное; его манера понимать искусство парфюмерии оставила во мне глубокий отпечаток» – этот величайший парфюмер Франции и «один из самых талантливых выразителей весны», по словам Веригина, во все свои лучшие произведения вложил аромат русской души, чудесной весенней радости
с её порывами, с переменчивостью её настроений. А непревзойдённая композиция «Шанель № 5» преисполнена могучим весенним духом, «
мускусным, чернозёмным, как бы после таяния снегов, которым дышишь и не можешь надышаться».

 Шанель №5. 1920 год
Шанель №5. 1920 год

Благодаря воспоминаниям Веригина можно узнать, что из себя представляла парфюмерная фабрика Дома Шанель в конце «ревущих двадцатых»: несмотря на то, что имя Шанель было известно всему миру, расположение фабрики могло бы ввести в заблуждение самого искушённого ценителя – это были большие апартаменты на четвёртом этаже старинного барского дома в четырнадцать комнат, четыре
из которых отводились под производство и хранение ароматических смесей, вытяжек и основ.

К.М. Веригин. Франция 1920-1930-е годы
К.М. Веригин. Франция 1920-1930-е годы
Лаборатория Эрнеста Бо, где работал  Константин Веригин
Лаборатория Эрнеста Бо, где работал Константин Веригин

Персонал был молод и гостя здесь встречали весёлые, приветливые лица,
а день начинался легко и радостно. Константин Михайлович отмечал,
что «
переодевшись в белый халат, быстро принимался за текущую работу и попутно нюхал, сравнивал, изучал, запоминал многочисленную гамму ароматов». За всё 35-летнее пребывание у Шанель ему пришлось не раз менять профиль работы, но больше всего Веригину полюбилась служба на фабрике, работа с самой сутью благоуханного
волшебства – благодаря его работе всегда можно было отличить оригинальную композицию от подражаний, которые скоро наполнили рынок. Ведь важно было не просто рассчитать долю компонентов,
но и проконтролировать их соответствие по запаху на каждом этапе. Веригин, например, описывает случай, когда вместо одного аромата
в бутыли оказался совершенно иной. Если бы он допустил ошибку,
то 400 литров духов были бы испорчены.

-8
Флакон духов Шанель №5 1921 год
Флакон духов Шанель №5 1921 год

Этот уникальный опыт позволил Константину Михайловичу в полной мере сформировать свой талант, получить бесценный опыт, пройти уникальную школу, без которой невозможно становление подлинного мастера
и одно лишь только требует уточнения в мемуарах выдающегося русского парфюмера: Веригин предпочитает скромно умолчать о том, что в это же время он и сам уже стал одной из виднейших фигур в парфюмерной промышленности Франции. Он создал один из ароматов Дома Буржуа «
Printemps de Paris» для выдающейся скрипачки Джелли д'Араньи, мистически возродившей утерянный и забытый скрипичный концерт Шумана; а десятки других композиций Веригина, прославивших парфюмерный дом, обязаны были своим существованием только
ему одному.

Скрипачка Джелли Араньи, икона музыки 1920-х. 
Одно из рекламных лиц дома Шанель и Буржуа
Скрипачка Джелли Араньи, икона музыки 1920-х. Одно из рекламных лиц дома Шанель и Буржуа

Текст: © Владислав Кожин

Дизайн: © Евгения Чабан