Найти тему
История моды с Марьяной С.

Модные эксперименты Сони Делоне

Соня Делоне! Художница, которая в первой половине XX века создавала яркие и необычные ткани - не потому, что увлекалась модой, а потому, что увлекалась искусством...

Соня (урождённая Сара Элиевна Штерн) переехала в Париж в 1905, когда ей было двадцать лет, и со временем стала известной французской художницей. Со вторым мужем, Робертом Делоне, они создали новое направление, т.н. симультанизм (или орфизм) - совмещение в изображении разнопространственных и разновременных моменты. И если Роберт был, скорее, теоретиком, который интересовался чистым искусством, то Соня оказалась практиком. Так орфизм вылился не только в станковые произведения, но и наряды.

 Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016
Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016

В 1921 супруги переехали в Париж. И первое изобретение Сони после приезда – это "платья-поэмы", предметы одежды, украшенные буквами и текстами. Постепенно стиль менялся - в её работах появлялось всё больше жёстких геометрических форм. Она проектировала шарфы, шляпки, жакеты, и клиентками её в основном были модельеры – и жёны художников. В 1924 в отеле "Кладридж" прошёл благотворительный вечер в поддержку русской эмигрантской общины, и там прошёл парад мод прошлого, настоящего и будущего. Будущее было представлено работами Делоне – кроме картонных костюмов и платьев там были огромные шали с крупными орнаментами, в которые манекенщицы были задрапированы буквально с головы до ног. И это подтолкнуло её к проектированию текстильных орнаментов.

Манекенщицы в отеле "Кларидж", 1924. (с) Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016
Манекенщицы в отеле "Кларидж", 1924. (с) Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016

Ещё в 1923 одна из текстильных мануфактур Лиона заказала Соне Делоне рисунки для тканей. А, поскольку ей хотелось больше контролировать процесс создания тканей по своим эскизам, она решила открыть собственную мастерскую по печати тканей. Atelier Simultane Соня открыла в 1924, и просуществовала оно 10 лет, до пика Великой депрессии. Делоне сама вела дела, оформляла витрины, сотрудничала с другими модными домами и с журналами. И продукция ателье продавалась не только во Франции, но и в США, Голландии и других странах. За десять лет работы было создано огромное количество самых разнообразных орнаментов, счет идёт на тысячи.

 Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016
Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016

Ткани в мастерской Делоне печатались старым способом ручной набойки, что придавало им характер вещи, сделанной ремесленно, индивидуально. И это импонировало богатой публике, которая в 1920-х, в атмосфере безумного праздника, охотна тратила деньги на подобные вещи.

Абстрактные орнаменты Делоне, яркие, простые, и шокировали, и притягивали одновременно. Один из современников писал: "Мы начали уставать от всех этих ваз и корзин, украшенных листьями, лентами, птицами, все комбинации которых уже исчерпаны. Мы хотим освободить наш взгляд от всех этих цветочных клише, которые внезапно потеряли всю свою прелесть. Во время своих поисков в живописи мадам Делоне открыл среди прочего абстрактную орнаментацию, которая нам так нужна и которая придаёт такой весёлый и свежий вид платьям и шарфам, украшающим современную модницу". Клиентками Делоне становились те, кто готов был быть эксцентричной. Киноактрисы, супруги художников и модельеров...

 Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016
Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016

Из тканей Делоне делались платья, купальные костюмы, домашние халаты, пижамы, диванные подушки и т.д. – так что, если вы не решались примерить яркую ткань на себя, можно было украсить интерьер. Её работы были популярны, у ателье была международная клиентура, но всё же её предприятие было камерным. С одной стороны, сама художница не хотела превращать своё ателье в крупное мероприятие, она была именно художником и хотела им же и остаться, не уйти в мир бизнеса. С другой – её ткани и модели были очень уж смелыми и авангардными.

 Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016
Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016

Даже после закрытия ателье Соня ещё много лет создавала рисунки для тканей других домов моды, а после смерти мужа вернулась и к живописи.

Словом, когда сегодня вы смотрите на ткани с геометрическими узорами, знайте, что у истоков такой орнаментации стояла и Соня Делоне!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!