Найти в Дзене
ТыжИсторик

Мангезея Златокипящая. Подозрительный "мир"

Продолжу рассказ о заполярной государевой вотчине – Мангазее Златокипящей. Тем более, что история там настолько богата на события, которые были сконцентрированы в 73 года, что иному городу на пару веков хватит.

Почти никто не знает, что Мангазея приковывает интерес ученых, не только тем, что здесь бурлила торговля, но и именно здесь обкатывались некоторые административные рычаги управления.

Напомню, именно в 1601 году русские приступили к укреплению небольшого поселения, которое когда-то заложили поморы. Через несколько лет Мангазея уже состояла из двух частей: города, окруженного деревянными стенами и посада.

Мангазея. Так художник увидел. Впрочем, недалеко от истины, если верить документам и археологам. Источник: Яндкс.Картинки
Мангазея. Так художник увидел. Впрочем, недалеко от истины, если верить документам и археологам. Источник: Яндкс.Картинки

В крепостце жил гарнизон, воеводы, наиболее крупные торговцы, служилые люди, стояли амбары, гостиный двор, торговали лавочки и т.д. А вот в посаде, как обычно, вся голь перекатная собралась.

Между прочим, в иные годы в Мангазее зимой собиралось до тысячи человек и боле. Многим приходилось жить два года как минимум.

«В прошлых де годех в Мангазее торговых и промышленных людей бывало много, человек по 1000 и по две и больше».

И еще немного для полного понимания дальнейших событий, который громко отозвались даже в Златоглавой.

Так получилось, что в Мангазее получилось две социальные группы: больше всего промышленных людей и торговцы. И вот что интересно, деление было не по сословному принципу, как по всей Руси, а по финансовому положению. Например, среди торговых людей были крестьяне и даже холопы. В центре России это было практически невозможно.

Вновь прибывшие быстро начинали понимать, что не только климат и стрелы инородцев опасны, но и корыстолюбие приказных людей и воевод, которые чувствовали себя здесь вольготно. Как говорится, до Бога высоко, а до царя далеко.

Против административного беспредела предприимчивым людям пришлось действовать «с одного», т.е. сплоченно. А для этого нужна хоть какая-то организация. В итоге пестрая толпа приезжих сложилась в своеобразную общину, образуя «мир», центром которого стала Успенская церковь, построенная посадскими людьми.

Если не вдаваться в подробности, то прочитав челобитные «мирских» людей, можно сделать вывод – здесь было настоящее самоуправление.

Сразу оговорюсь, не Новгородское вече, в Мангазее все было немного сложнее и запутаннее. Историки меня поймут, ибо они точно знают, что основа человеческого прогресса – это усложнение всего и вся.

На этой картине самый несчастный, и есть целовальник. Источник: Яндекс.Картинки
На этой картине самый несчастный, и есть целовальник. Источник: Яндекс.Картинки

Людям приходилось выбирать «заказчиков и сборных целовальников», собирать деньги на различные сборы и поборы, платить казакам за охрану. А еще платить сторожам в крепостце и особенно, в посаде, народ тут был всякий, жуликов и бандитов хватало. Не считая содержания воеводского двора и прихотей местных начальников и т.д.

Уважаемый читатель, вот здесь спрячь свои эмоции и дочитай, ибо не все так было просто, как может показаться на первый взгляд. Кстати, я сам, когда изучал эту интересную грань истории Мангазеи, возмущался, ну как так-то, а куда власти тобольские и московские смотрели. А вот когда понял политику первых князей и первых царей Руси, то все встало на свои места. Об этом расскажу позже, изучая эту историю, то становится понятным, что такое взятка в т.н. скрепах государства Российского.

Когда в Москве узнали про этот несанкционированный «мир», то малость удивились от такой наглости воевод. Да, эта идея организации общины была идеей местных воевод. И местные власти пользовались как им вздумается. Сразу оговорюсь, были и честные воеводы, но их было мало.

Может бы в Кремле и простили такую своеобразную инициативу, но как выяснилось, мимо казны утекали деньги, и немалые. В одном из документов общинники довольно подробно расписали сколько вложили и куда ушли деньги, счет шел на несколько тысяч рублей в год.

Впрочем, воевод можно понять, им государство ничего не платило. Так что приходилось расходы на содержание административного аппарата и многое другое, перекладывать на плечи мангазейской общины.

Около трети доходов общинников уходило воеводе и его помощникам. Это официально, не считая других «левых» доходов царских ставленников.

Забегая вперед скажу, что воеводы назначались в Сибирь на три года, а потом несколько лет не могли занимать должностей при дворе, считалось, что они уже там себе обеспечили безбедную жизнь на много лет вперед. Но это тема для отдельной статьи.

В итоге этот «мир» приобрел особое значение для людей, собравшихся на далеких берегах Тазовской губы, оторванных на долгие годы от дома. Значение трудно переоценить, в то же время нельзя сравнивать с такими же общинами в русских городах. Такая же община сложилась в Туруханском зимовье (позже Новая Мангазея) и Енисейске.

Во главе был заказной целовальник, должность была выборной, на год. Как написал в одном из писем воевода Г. Орлов «по мирским выборам выбирали меж себя погодно». Но это была тяжелая повинность, никто не хотел занимать эту должность, старались откупиться. Ведь люди сюда приехали заработать, а не выполнять общественные поручения.

Как-то так выглядел воевода в XVII в. Источник: Я
Как-то так выглядел воевода в XVII в. Источник: Я

И этого было мало, воеводы были кровно заинтересованы в том, чтобы мирская власть существовала и исполняла поставленные ей задачи. Поэтому воеводы нередко вмешивались в выборы, сводили на нет сам принцип выборного начала, заменяя простым назначением.

Вот неплохой пример, сохранились жалобы в Тобольск. Казанец Спирька Афанасьев жаловался:

«как де он, Спирька, приехал в Мангазею, и Гр. Кокорев велел его, приметываючись к нему, для своей бездельной корысти, выбирать в заказные целовальники, и де он, не хотя промыслу своего избыть, дал ему 50 руб., от того, чтоб его в заказные целовальники выбирать не велел, а взял де у него те деньги Гр. Кокорев сам».

А если «заказчик» чем-то не угодил воеводе, то он наказывал. Тот же воевода Григорий Кокорев, осенью 1630 года вызвал к себе вновь избранного «заказчика» Бажена Максимова «бил и увечил и из целовальников его отставил, а в его место велел поставить в заказных целовальниках Карпа Степанова Вологжанина, и в те поры он с иных торговых и промышленных людей имал посуды великие, чтобы в заказные целовальники не поставили».

Когда подбивали бабки за отчетный период, то это происходило под непосредственным наблюдением воевод, которые могли вмешаться в эту процедуру. На этот произвол жаловалась ревизионная комиссия, «считавшая» заказного целовальника Андрея Левонтьева Палмина в 1630 г.:

«а воевода, Кокорев у нас, у счетчиков, книги сильно отнял и отписи и всякие книги приходные и расходные мирския».

Левонтьеву пришлось рассказать, что пришлось совершить ряд подлогов «по велению» того же Кокорева.

Красивая картинка. Вот только котиков в Мангазее тогда не было. Источник: Яндекс.Картинки
Красивая картинка. Вот только котиков в Мангазее тогда не было. Источник: Яндекс.Картинки

Но сколь веревочке не виться, а все прохиндейства Кокорева всплыли. В Москве вспылили, ведь перед этим в Мангазее друг по другу стреляли из пушек и ружей, пострадала стены крепостцы, были раненые. А главное, аборигены, увидев это дело, решили не ехать на тамошнюю ярмарку, чем был учинен ущерб казне. В общем, следующая статья будет посвящена как поссорились два воеводы и к чему это привело. Например, появилась таможенная служба. А в Москве очень внимательно присмотрелись к подозрительн8ому "миру" в Мангазее и сделали далеко идущие выводы.

Северный Морской путь. Начало

Северный морской путь. Коч – легендарное судно.

Северный Морской путь. Кризис после 1619 года

Северный Морской путь. Мангазея Златокипящая

И еще почитать:

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель