Территория аэропортов привлекает разные группы птиц. Зеленые зоны вдоль взлетной полосы – это источник еды: тут и семена растений, и насекомые, и мелкие грызуны.
Во время миграции путь птиц может пролегать через воздушную гавань – в этот период возрастает количество столкновений птиц с самолетами. Избежать таких столкновений сложно, особенно, если птиц — стая.
Ярким примером столкновения воздушного судна со стаей птиц является аварийная посадка на Гудзон А320. В январе 2009 года самолет вылетевший по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл столкнулся со стаей канадских казарок и у него отказали оба двигателя. Пилот смог посадить судно на реку в Нью-Йорке, все остались в живых.
Проблема столкновения самолетов с птицами является проблемой аэропортов во всем мире и единого решения при этом нет. У каждого свои методы:
· одни используют биоакустические системы, которые воспроизводят тревожные крики других птиц или голоса хищных;
· в некоторых аэропортах применяются газовые пушки – через определенный промежуток времени происходит хлопок громкостью 150 дБ;
· бывают и обычные пугала в виде человеческой фигуры или воздушных шаров с нарисованными глазами хищных птиц.
Эти методы хороши только на определенный срок и для мигрирующих птиц. Пернатые, которые обитают около аэропортов со временем привыкают и продолжают представлять опасность для полетов.
Как соколы спасают самолеты?
Самым эффективным способом борьбы с пернатыми вредителями оказалось отпугивание с помощью живых соколов. В дикой природе соколы редко охотятся на птиц, в основном их интересуют мелкие грызуны или ящерицы. Так почему же эффективен этот метод?
Соколу не обязательно охотиться на птиц, чтоб их отпугивать. Летящий в открытом пространстве хищник уже заставляет пернатого облетать эту территорию и в дальнейшем не возвращаться.
Многие аэропорты пользуются услугами отпугивания хищными птицами. А некоторые даже имеют свои орнитологические службы.
Например, аэропорт Домодедово с 2002 года использует ловчих птиц для отпугивания пернатых, которые могут быть опасны для самолетов. Задачи службы включают обеспечение безопасности полетов и контроль популяции птиц на территории и в радиусе 15 км.
На сегодня хищные птицы самый эффективный способ борьбы с птицами на территории аэропортов. Если они находятся в поле зрения, мелкие птицы уже перестают прилетать к месту их обитания