Найти в Дзене
ТыжИсторик

"Чкалов был на каждого похожим, Громов был похожим на себя"

Автор: Александрийский библиотекарь.

85 лет назад, 12-14 июля 1937 года, состоялся перелет по маршруту Москва - Северный полюс - США (город Сан-Джасинто). Выполнил его экипаж выдающихся летчиков-испытателей: великого Михаила Громова (командир), блистательного Андрея Юмашева (второй пилот) и штурмана-виртуоза Сергея Данилина. На самолете АНТ-25 за 62 часа 17 минут без посадки они преодолели 11.500 км.

Слева направо: Данилин, Громов, Юмашев. Из открытых источников
Слева направо: Данилин, Громов, Юмашев. Из открытых источников

Из них расстояние, пройденное по прямой, что называется, от точки до точки, составило 10.148 км. Это был мировой рекорд дальности, один из самых престижных в авиации (еще очень ценятся рекорды скорости и высоты полета, но с этим у АНТ-25 было, мягко говоря, не очень. Однако он и предназначался для единственной цели: летать дальше всех. Но никак не выше и не быстрее всех).

Выдающееся достижение советских летчиков было подтверждено спортивными комиссарами в СССР и США и зарегистрировано в Международной авиационной федерации, FAI. Героический экипаж был награжден высшей наградой FAI, медалью де Лаво. Дома Юмашев и Данилин стали Героями Советского Союза. Громов был удостоен этого высокого звания тремя годами ранее, кстати, за рекордный полет именно на АНТ-25, но при его испытаниях. Второй раз звание Героя в 37-м еще не присваивали. Поэтому уникальный летчик за свое достижение получил куда более скромный (но тоже, безусловно, почетный) орден Красного Знамени.

Казалось бы, что тут такого особенного? Ведь Громов, Юмашев и Данилин полетели через месяц после действительно исторического перелета Валерия Чкалова (второй пилот Георгий Байдуков, штурман Александр Беляков) 18-20 июня 1937 года.

Слева направо: Байдуков, Чкалов, Беляков. Из открытых источников.
Слева направо: Байдуков, Чкалов, Беляков. Из открытых источников.

Чкаловский экипаж был первым, кто успешно пролетел над полюсом и при этом достиг другого континента. Поистине, это была дорога в неизвестное! Поэтому лавры первопроходцев и героев Чкалов, Байдуков и Беляков снискали абсолютно заслуженно.

И все же. Экипажу Чкалова не удалось выполнить одну из важнейших задач своего полета, побить рекорд французов Поля Кодоса и Мориса Росси. Еще в 1933 году они на самолете "Блерио-110" пролетели 9104 км по прямой из Нью-Йорка в сирийский Райяк (кстати, название этого аэродрома через 10 лет станет позывным для летчиков французской эскадрильи, а затем полка "Нормандия-Неман", которые сражались с немцами в советском небе).

Валерий Чкалов (а точнее говоря, Георгий Байдуков. Выполнить исторический перелет позволили именно летный талант и недюжинные физические возможности Георгия Филипповича) преодолел по прямой "всего" 8504 км. Кстати, наши заявляли, что было 8582 км, но FAI считало по своим твердым правилам и "осетра урезало". Рекорд устоял...

Схема перелета В. П. Чкалова 18-20 июня 1937 года. Из открытых источников
Схема перелета В. П. Чкалова 18-20 июня 1937 года. Из открытых источников

Но через месяц летит фантастически подготовленный Громов - и перекрывает мировое достижение, показывая 10.148 км по прямой и попутно выдавая куда лучшее время, чем у Чкалова - тот прилетел в США за 63 часа 16 минут. К тому же Чкалов сажал свой АНТ-25, когда бензина в баках оставалось тревожно мало. У Громова топлива было еще на несколько часов полета - и летели бы дальше, до Гватемалы, да после США на юг начиналась Мексика, а местное правительство запретило пролет советского самолета над своей территорией.

Что-то мне захотелось почтить память выдающихся летчиков. Из открытых источников
Что-то мне захотелось почтить память выдающихся летчиков. Из открытых источников

Годы спустя Михаил Михайлович Громов вспоминал:

Международной Авиационной Федерацией мы были удостоены медалей де Лаво за лучшее мировое достижение 1937 года: два мировых рекорда дальности полета – по прямой и по ломаной линии без посадки. В течение трех лет перед этим медаль никому не присуждалась из-за отсутствия достойных кандидатов. После нас медаль де Лаво была присуждена еще нескольким советским летчикам и Юрию Гагарину

И конечно же, традиционные ссылки на наших коллег по ремеслу. Рекомендуем, если ищете, что почитать.

-5

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой