При покупке автомобиля, многие автовладельцы, сталкиваются с выбором типа трансмиссии. Продавцы естественно позиционируют любую из представленных только с лучшей стороны, или якобы разница если и есть, то не большая. Давайте рассмотрим каждую и выделим плюсы и минусы. Всё три вида трансмиссии можно смело нарицать "автоматом", так как они меняют передачи вверх и вниз автоматически, но все таки АКПП принято было считать именно классическую гидравлическую трансмиссию. Вот с неё и начнём.
АКПП (гидравлическая)
Принцип работы этого типа акпп такой такой:
Гидротрансформатор передаёт крутящий момент по принципу блокирующегося в зависимости от скорости вращения турбинного колеса, заполненого гидравлической жидкостью. Далее крутящий момент передаётся на барабаны заполненные попеременно стальными и фрикциоными дисками, жёстко сжимаемыми давлением трансмисионного масла, разница передаточного числа каждого барабана и есть конкретно выбранная передача, управляет всем этим делом блок клапанов, по каналам которого подаётся гидравлическая жидкость в каждый из барабанов в зависимости от выбранной передачи.
Давайте разберёмся какие аспекты плюсы конструкции, а какие минусы.
Плюсы:
1. В АКПП передачи включаются плавно.
2. Жёсткая фиксация каждого барабана давлением, стабильная передача крутящего момента.
3. Режиме повышенной передачи на максимальных скоростях, не сказывается губительным.
4. Отработанная десятками лет конструкция, которая постоянно модернизируется.
Как следствие надёжность узла.
Минусы :
1. Самая дорогостоящая конструкция, много деталей, достаточно сложная.
2. Критична к чистоте масла, фильтра.
3. Губителен перегрев.
4. На более старых моделях полная блокировка гидротрансформатора достигается около 60км в час-поэтому старые автоматы менее экономичный, на новых гидротрансформатор блокируется принудительно.
Вариатор
Принцип работы вариатора:
Все тот же гидротрансформатор, работающий по тому же принципу, все тот же стартовый барабан только с одним пакетом стальных и фрикционных дисков, все тот же блок клапанов который управляет гидравлическая жидкостью, но только вместо большого количества барабанов, используются два конуса, между которыми такой же конусный металлический ремень или цепь, в зависимости от исполнения. Конуса сжимается или разжимаются, тем самым меняя диаметр по которому скользит ремень, тем самым меняется скорость вращения и повышается или понижается передача.
Плюсы:
1. Самое плавное, бессупенчатое переключение передач.
2. Стоймость производства минимум в 2 раза дешевле класического автомата.
3. Экономичнее класического автомата (более ранних)
Минусы:
1. Нельзя буксовать на месте (совсем), проскальзывание ремня под нагрузкой гибительно.
2. Нельзы постоянно ездить на предельные скоростях (все тоже проскальзывание ремня)
3. Ограниченный ресурс узла. Средний срок жизни 150т.км. Чем больше нагрузка, тем быстрее ремонт.
4. Как и автомат любит чистое масло и боится перегрев.
ДСГ (робот)
Принцип работы дсг:
По большому счету предок ДСГ - это обычная "механика", только вместо вас электроника с помощью актуатора выполняет выжим сцепления и переключение передач.
Соответственно ДСГ, это механика т.е. набор шестеренок, вторичный или первичный вал (может быть по два в зависимости от модификации), сухое или мокрое сцепление, актуатор выжима и переключения и электронная плата которая отвечает за срабатывание актуатора в нужный момент.
Плюсы:
1. Механическая часть ДСГ (робота), шестерни, валы и подшипники, очень надежна имеет большой ресурс 200-300т.км.
2. Самая быстрая трансмиссия, всегда жёстко передаёт момент без потерь.
3. Самая экономичная, все по той же причине шестеренчетая конструкция.
4. Не боится максимальных скоростей и больших нагрузок.
5. Самая дешовая в производстве (кроме топовых вариатов)
Минусы:
1. Самая не комфортная трансмиссия, толчки рывки, жёсткое включение передач.
2. Малый ресурс сцепления (как повезёт, в зависимости от нагрузки от 30 до 100т.км)
3. Малый ресурс актуаторов переключения (как и со сцеплением)
4. Сложный алгоритм работы электроники (учитывает износ механики)
5. Ремонт актуаторов боснословно дорогой.
Вывод:
Классический автомат:
самый надёжный и самый дорогой в производстве и ремонте. При этом самый универсальный.
Вариатор:
Недорогой и более требовательный к себе, не любит больших нагрузок, можно смело назвать городской трансмиссией.
ДСГ(робот) :
Самый быстрый, экономичный, переваривает колоссальные нагрузки без особого ущерба. Самый дешовый в производстве. Сцепление расходники, а с ремонтом актуаторов "задорого" пока придётся смириться и принять как должное.. При всем при этом самый не комфортный.