Найти в Дзене
Шакко: об искусстве

Самые наряженные женщины в русских портретах. Слишком наряженные

Оглавление

Давайте взглянем на картины с русскими красавицами (а также не очень красавицами), которые явно чересчур расфуфырились. Сегодня разглядываем картины 18 века.

Графиня Шереметева с огромным плюмажем

Костюм имеет силуэт, нормальный для середины 18 века — с огромными фижмами. Но аксессуары и отделка создают чрезмерное впечатление. Шляпка в форме шлема на голове украшена гигантским плюмажем и отделана бриллиантами. А платье в области торса украшено как будто чешуей. И везде бриллианты, завязочки, бахрома, узоры!

Однако этой чрезмерности есть объяснение. Графиня не ходила так в обычные дни. Это платье карнавальное, для маскарада, одно было изготовлено для первой русской придворной "карусели" — турнира в псевдоисторических костюмах. Шереметева здесь изображена в виде древнеримской богини Беллоны, поэтому на голове "шлем", а платье как будто чешуйчатая кольчуга. В руках, кстати, обратите внимание — стрела и меч, то есть оружие. Нетипичные атрибуты для дамы, они и должны послужить нам первой наводкой, о том что с костюмом что-то не так нарочно.

Вердикт: костюм выглядит гипертрофированно, потому что так и задумано.

Графиня Воронцова в розетках из желтых ленточек

В этом наряде привлекает внимание сочетание черных и желтых лент, поверх которых еще и красная орденская лента повязана. Черная ткань на самом деле зеленая, просто лак картины потемнел, и зеленый не так бросается в глаза, а то бы вообще вырви глаз было бы сочетание. Проблема вызвана тем, что дизайн придумывали не модные дизайнеры 18 века, и даже не портнихи, как это бывало обычно. Это официальный костюм кавалерственной дамы, обладательницы ордена Святой Екатерины, как бы мундир. То есть его придумывал наверняка какой-то мужлан, совсем не разбирающийся в красоте и стиле! А только в мундирах. Официальное описание положенного кавалершам платья: "Ор­ден­ская оде­ж­да: пла­тье из се­реб­ря­но­го гла­зе­та с зо­ло­тым шить­ём, со шну­ра­ми и зе­лё­ным бар­хат­ным шлей­фом, а так­же зе­лё­ная бар­хат­ная шля­па, ук­ра­шен­ная по­лу­кру­жи­ем с се­реб­ря­ным шить­ём или дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми". Кем надо быть, чтобы сочетать зеленый бархат и красный муар?!

Вердикт: дама не виновата, дама просто на работе. Придворной тяжелой работе.

Неизвестная в ярко-розовом

Карл Людвиг Иоганн Христинек. "Портрет неизвестной в розовом платье с шифром ЕII на Андреевской ленте". 1770-е. Холст, масло. Музей Тропинина.
Карл Людвиг Иоганн Христинек. "Портрет неизвестной в розовом платье с шифром ЕII на Андреевской ленте". 1770-е. Холст, масло. Музей Тропинина.

На голубом банте висит бриллиантовый вензель с инициалами Екатерины Великой, это значит, что неизвестная — её фрейлина. (Их список конечен, всего человек сто-двести, и теоретически можно установить её личность. Когда-нибудь.) Ощущение крикливости наряда возникает от диссонанса этой голубой муаровой ленты с основным цветом наряда, ярко розовым. А тут еще и кружева, и жемчуга, и меха... И ярко накрашенные щеки. Для эпохи рококо такое, в принципе, нормально, время обожало яркие цвета, и розовый был для него таким же фирменным, как сейчас для кукол барби. Кстати, девушка не могла надеть фрейлинский шифр с лентой другого цвета, она полагалась по уставу, совсем как для орденов. Да, наряд можно было подобрать к банту, голубого, зеленоватого или белого цвета, но это будет актуально в более позднюю эпоху; сейчас же любят "нарядность", фарфоровость.

Вердикт: это наши вкусы изменились, а для того времени вполне нормальный "лук".

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал.