Про ABA в силу специфики канала у меня часто спрашивают. Поэтому решила создать отдельный материал о ней.
Что такое ABA?
ABA-терапия - это Applied behavior analysis, что в переводе значит "Прикладной анализ поведения" (ПАП). Смысл в том, что терапевт изучает поведение ребенка, определяет почему он что-то делает или, наоборот, не делает, ставит желаемую цель и строит пути к её достижению.
ABA-терапия основывается на теории обуславливания.
Теория обуславливания - это влияние последствий поведения на само поведение. Как? Ребенок знает, что если он сделает задание - получит вознаграждение или добьётся какой-то цели, не сделает - "ну извини". То есть, по сути это старый добрый метод "кнута и пряника" только без кнута.
К слову о кнутах. Когда в 60-ых годах прошлого столетия терапия подобного рода только стала появляться, для прекращения нежелательного поведения использовались, мягко сказано, не педагогические методы, типа электрошокера, пощёчин и голодовки. Они привели к тому, что некоторые родители до сих пор считают, что это "дрессировка", сравнивают метод с жестоким обращением и манипулятивными техниками.
Да, ABA была такой, но это было почти 60 лет назад. С тех пор она претерпела трансформацию. Над детьми давно перестали издеваться. Тот же Оле Ловаас (пионер АВА-терапии) ушёл от таких, кхм, "замечательных" воспитательных техник и в своём знаменитом эксперименте уже в 1987 году максимум использовал шлепки по попе и то, если ребенок упорно демонстрировал нежелательное поведение (обычно крайнее: типа ты миллион раз предлагаешь ему грызть сушки, а он всё равно предпочитает провода).
Скажете, что всё равно негуманно? Может быть, но эксперимент Ловааса показал вот что. 19 детей с РАС получали 40 часов терапии в неделю. 47% из них (9 из 19) развили нормальную разговорную речь, увеличили IQ в среднем на 30 баллов и были переведены в обычный класс. В 1993 году было проведено контрольное исследование, выявившее, что 8 из 9 сохранили высокий прогресс и стали фактически неотличимы от нормы.
Знаю, многие сейчас скажут "Так это, наверное, и не аутизм был вовсе!" Может быть - описывая ABA-терапию, не могу умолчать о том, что есть научные работы, критикующие исследования Ловааса за непрозрачность распределения детей в группы. То есть, некоторые исследователи считают, что он мог брать к себе определённых детей, а потом рассказывать про рукотворные чудеса. Тем не менее, кроме критики есть сторонние исследования, доказывающие, что ABA-терапия всё-таки не пустой звук.
Например, в 2007 году Американский журнал педиатрии выпустил большую статью о ведении детей с аутизмом, в которой в том числе обсуждалась и АВА-терапия. Цитирую мнение оттуда:
Эффективность вмешательства на основе АВА при РАС была хорошо задокументирована на протяжении 5 десятилетий исследований <...> Было показано, что у детей, получающих раннее интенсивное поведенческое лечение, наблюдается значительный и устойчивый рост IQ, речи, успеваемости и адаптивного поведения, а также некоторых показателей социального поведения, и их результаты были значительно лучше, чем у детей в контрольных группах.
Кто не верит американцам, вот китайский метаанализ (тоже на английском языке).
Метаанализ - это комплексная оценка сразу нескольких исследований по теме.
В нём учёные оценили 14 исследований эффективности ABA-терапии и некоторых других вмешательств при аутизме, в которых приняло участие больше 500 детей с установленным РАС (расстройством аутистического спектра). И вот что они вкратце выяснили: ABA - не панацея. Она посредственно влияет на понимание речи, адаптивное поведение (быстрое приспособление к неожиданностям), стереотипии, но её результаты реально многообещающи в плане развития своей речи и социализации.
Так что, нельзя сказать, что этот тип раннего вмешательства не помогает.
В целом эффективность ABA при аутизме сейчас оценивается в 85-90%. Но важно понимать, что:
- Всегда есть дети, чьё интеллектуальное или коммуникативное развитие не позволит внедрить терапию. Ребенок со слишком низким интеллектом (ниже 50) может попросту не установить причинно-следственные связи, хоть 24/7 с ним работай. Также, бывают дети, которые наотрез отказываются от сотрудничества со сторонним человеком;
- Исход вмешательства, как и с другими коррекционными занятиями, зависит от квалификации терапевта и повторения материала родителем дома;
- Чем раньше - тем лучше. Наибольший толк от АВА получают дети до 6 лет;
- АВА, судя по всему, действительно может приблизить лёгкий аутизм к норме. Но с нелёгким этого вряд ли можно ожидать. В таких случаях вероятно улучшение состояния ребёнка: появление речи, ускорение развития, выработка навыков, но не фееричные чудеса. Тем не менее, родители могут ожидать именно их и задаваться вопросами в духе: "Вы мне обещали здорового и где он?"
Какое моё отношение к ABA и опыт с ней?
Поскольку я предпочитаю научный подход, то отношусь к АВА скорее позитивно. Метод имеет не безупречную, но приличную доказательную базу, много кому помогает и никак не сказывается на здоровье.
Его главный недостаток, пожалуй, цена! Она реально высока не только у нас, но и за границей. В тех же Штатах, где АВА рекомендована как выбор №1 при аутизме, насколько я знаю (поправьте, если у вас поточнее информация), бесплатно можно получить только 10 часов в неделю. Остальное - готовь кошелёк.
У нас и 10 часов нету. Всё сами, дорогие граждане, за немалые деньги. Во всяком случае, так было ещё в 2016 году, когда я искала помощь для Лёвы. Из-за цены за полноценной АВА-терапией мы так и не пошли - не было у меня на тот момент такого количества денег. Тем более, что для алаликов считаются более приоритетными логопедические занятия.
Но! Дома я использовала примерно те же принципы: ставила цель и медленно продвигалась к ней. Например, здесь я описываю, как научила ребёнка откликаться на имя, заметив, что ему нравятся цветы:
А здесь типовая практика по вызову указательного жеста:
Да, наверное по сравнению с профессиональным терапевтом это кустарщина и профанство. Но я просто хочу показать вам, что даже не профессиональная АВА-терапия, а только лишь её элементы, мне помогли научить сына понимать речь, заниматься, наращивать навыки. С профессиональной, мне кажется, было бы ещё лучше и быстрее, но уж как сложилось.
На Западе сейчас есть мнение, что этими своими АВА-терапиями и другими поведенческими техниками из всех нейроотличных хотят склепать норму, тем самым дискриминируя права аутистов на своих "тараканов". Иногда что-то такое просачивается и к нам - люди, которые с нарушениями развития явно не сталкивались, начинают недоумевать зачем учить мучить дитичку - пусть, мол, живёт как нравится.
Но, как человек, реально видевший, что такое, когда ребёнок тебя не видит, не слышит и всё его занятие - кидать игрушки через плечо и катать колёса перед глазами... Простите, мне всё равно как это называется - хоть манипуляцией, хоть дрессировкой, но я предпочту это, чем безнадёжное отставание.
Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)