Иван Бунин один из самых знаменитых во всё мире русских литературных классиков. Прозаичный дебют Бунина состоялся в далёком 1893 году, его рассказ "Танька" опубликовали в петербургском журнале "Русское богатство". Критики благосклонно отнеслись к творчеству Бунина и все, как один, твердили о его поэтическом языке, присутствующем в прозе. Тем не менее, на первых порах сочинения Бунина не воспринимались литературной средой, как большое событие и по большей мере писатель оставался известным лишь в узких кругах. Корней Чуковский говорил о Бунине, что в его раннем творчестве "не хватало железа и камня".
Перелом в литературной карьере писателя произошёл после выхода повести "Деревня", отрывки которой Бунин читал в литературных кружках и слухи о ней расползались ещё до выхода в печать. После выхода повести в свет, критики разделились на два враждующих лагеря. Первые твердили, что книга "возмутительна и лжива", другие же напротив, восхваляли писателя за строгость, простоту и метафоричность произведения.
Как бы то ни было, "Деревня" и ещё несколько коротких рассказов, вышедших после неё, утвердила за Буниным репутацию востребованного писателя и его творчество стали публиковать чаще и главное - охотнее, а "Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс" предложило Бунину контракт на выпуск полного собрания сочинений писателя.
После "Деревни" Бунин пишет и публикует "Господина из Сан-Франциско", благодаря которому критики нарекли писателя самым крупным представителем новой русской литературы. Выходит "Митина любовь", где многие увидели автобиографичные мотивы и в газетах пестрели громкие заголовки о том, что до Бунина никто "так о любви никто не писал". Чуть позже автор выпускает небезызвестные "Тёмные аллеи", вновь разделившие критиков на восторженных и возмущённых. Первые восхваляли любовь и страсть, показанные в произведении, вторые укоряли за чрезмерные эротические мотивы.
Похвала общественности Бунину прельщала, а критика никак не мешала и вскоре, в 1930 году, выходит его главное произведение, книга об истории взросления, становлении характера и формировании взглядов на жизнь, так называемый "роман воспитания", за который в 1933 году Бунину, первому из русских литераторов (если не считать поляка Генрика Сенкевича, жившего в Российской Империи) присудили Нобелевскую премию по литературе - "Жизнь Арсеньева".
О чём книга?
Повествование ведётся от лица главного героя Алексея Арсеньева, который вспоминает свою жизнь, начиная буквально с младенчества и заканчивая двадцатилетним возрастом.
В детстве маленький Алёша, лёжа в своей кроватке, любил смотреть в окно и наблюдать за бескрайними полями, деревьями и пролетающими мимо птицами и мечтательно размышлял о том, куда они летят.
Он рассказывает о семье и о своём к ней отношении. О глубоком уважении к отцу за его весёлый нрав и участие в Крымской кампании, о своих уже взрослых и покинувших отчий дом братьях Григории и Николаи, о двух сёстрах, с которыми у них тёплые и доверительные отношения. И, конечно же, о матери, к которой он, как и любой другой ребёнок, испытывает глубокое чувство любви и привязанности.
Позже в их доме появляется некто Баскаков и остаётся у них жить. Несмотря на свою нелюдимость, он проникается к маленькому Алёше, учит его читать и писать по книге "Дон Кихот", а позже обучает французскому.
Одним из самых глубоких потрясений детства для Лёши становится смерть его младшей сестры Нади, а затем и бабушки. Мальчик начинает задаваться вопросом о жизни и смерти - осознаёт ли человек, что ему суждено рано или поздно умереть? Приходит ли это знание с возрастом или чувство смерти преследует человека с рождения?
А родись я и живи на необитаемом острове, я бы даже и о самом существовании смерти не подозревал. "Вот было бы счастье!"- хочется прибавить мне. Но кто знает? Может быть, великое несчастье. Да и правда ли, что не подозревал бы? Не рождаемся ли мы с чувством смерти?
Следующим этапом жизни парнишки становится поступление в гимназию. К тому времени ему уже исполнилось семь лет, смерть сестрёнки потускнела, истёрлась из памяти и теперь воспоминания о Наде вызывают у семьи Арсеньевых лишь улыбку светлой грусти как о чём-то очень хорошем, но уже давным давно ушедшем. Смерть же бабушки воспринимается как должное и она лишь изредка всплывает в разговорах домочадцев.
Лёша с лёгкостью поступает в гимназию и остаток лета проводит с родителями в родной Каменке. Он ходит с отцом на охоту и со страхом ждёт сентября, когда ему придётся покинуть дом родителей и оказаться совершенно одному в незнакомой обстановке и в окружении чужих людей. Он отчаянно боится конца лета, однако закономерно наступает осень и отец везёт первоклассника в город. Там Алёша селится у помещика Ростовцева - мужчины сурового, гордого и набожного. Когда он возвращается домой, у его жены и дочерей "брови сходятся на лбу".
Вместе с Арьсеньевым в доме живёт ещё один первоклассник - незаконнорожденный Глебочка. Поначалу мальчики относятся друг к другу с опаской, однако позже сближаются.
Во время обучения в гимназии Лёша часами блуждает по городу, размышляет о России, её прошлом и будущем, много читает и начинает писать свои первые стихи. Он узнаёт, что отец продал имение в родной Каменке и теперь его семья живёт в поместье в Батурино, которое досталось им в наследство после смерти бабушки. Продав Каменку, отец начал жить на широкую ногу и, когда родители приезжали навестить Алёшу, старший Арсеньев снимал самый шикарный номер в гостинице и забирал туда Лёшу. Эти воспоминания становятся для мальчика одними из самых счастливых в жизни.
Вскоре Лёша узнает о аресте своего брата Георгия за участие в подпольной социалистической деятельности. Эта новость шокирует всю семью. Арсеньев бесцельно бродит по улицам и сокрушается о том, что его брата лишили самого ценного в жизни - свободы. Однако, всё обходится и Георгия высылают на трёхлетнее жительство в Батурино под надзором полиции, куда к тому времени перебралась вся его семья. Вскоре к ним присоединяется и Алёша, бросивший гимназию. Сначала это решение вызвало негативную реакцию его родителей, но позднее, видя увлечение их сына поэзией, они смягчаются и отец даже размышляет о том, что из Алёши может выйти новый Пушкин или Лермонтов.
-Нет, - говорил он, - призвание Алексея не гражданское поприще, не мундир и не хозяйство, а поэзия души и жизни. Да и хозяйствовать-то, слава богу, уже не над чем. А тут, кто знает, может, вторым Пушкиным или Лермонтовым выйдет?..
В это же время Лёша впервые влюбляется. Его избранницей становится дальняя родственница невесты его брата Николая милая и весёлая Анхен. Она отвечает ему взаимностью, однако вскоре уезжает, что сказывается на душевном состоянии Алексея. Из уныния его не выводит даже первый успех на литературном поприще - его стихотворение опубликовали в литературном журнале.
Старший Арсеньев начинает всё больше пить, запускает и себя, и своё хозяйство. Видя это, Алексей задумывается о том, что пора покинуть родительское гнездо и начать путешествовать, общаться с интересными людьми и посвятить себя творчеству.
Как и любой другой пятнадцатилетний подросток, Алёша постоянно влюбляется, засматривается на противоположный пол и особое внимание уделяет женскому телу - в частности бёдрам и босым ногам (Tarantino crew?).
Николай покупает соседнее имение и нанимает прислугу Тоньку, которая сразу же западает в душу Алексея и с которой, спустя небольшой промежуток времени, у него происходит первый секс. Ни его, ни его партнёршу не останавливает пятилетняя разница в возрасте, ни даже замужество Тоньки. Правда об их отношениях всплывает и муж Тоньки забирает её, "пока не произошло что-то плохое". Об этому Алексею сообщает Николай и тот погружается в депрессию.
Я не сказал ни слова в ответ, обошёл его и пошёл к пруду, сел на траве на берегу под молодыми блестящими ветвями ив, дугой склонявшихся к зеркально-светлой, серебристой воде...
Вскоре Георгий, уже свободный человек, уезжает жить в Харьков. Алексей, в свою очередь, решает следовать примеру брата и отправляется в Орёл в надежде получить место в редакции "Голос". Однако, по прибытию в Орёл, он видит поезд на Харьков, тут же садится на него и едет к Георгию. В Харькове Алексей через брата знакомится с разношёрстной компанией участников студенческих кружков, некоторые из которых уже успели побывать либо в тюрьме, либо в ссылке. Такая компания приходится Арсеньеву не по нраву, однако выбора у него нет, ведь в Харькове у него никого кроме Георгия нет.
В какой-то момент Алексей узнаёт о тайном гражданском браке его брата с женщиной, разделяющей его социалистические взгляды. Алексей вновь чувствует себя одиноким и уезжает обратно в Батурино. По пути он всё же заезжает в орловскую редакцию голос, где получает место и встречает Лику - девушку, которая изменила всю его жизнь.
Так началась для меня ещё одна любовь, которой суждено было стать в моей жизни большим событием.
Молодые люди моментально увлекаются друг другом, однако любовь не была бы любовью без столкновения архетипов. Поэт по натуре Арсеньев читает Лике стихи, делится своими детскими воспоминаниями, однако девушке всё это чуждо. Она - светская львица и таскает Алексея по балам, где вызывает его ревность, танцуя с другими мужчинами; по театрам, где в игре актёров Алексей видит лишь ложь и фальш. Вскоре в Орёл заявляется отец Лики с молодым человеком, которому сосватать свою дочь. Молодому человеку Лика отказывает, но уезжает с отцом домой. Сердце Арсеньева в очередной раз разбито и он продолжает странствовать по стране и по закоулкам своей души.
Во время визита в Петербург, Арсеньев в очередной раз решает вернуться домой, в Батурино, о чём телеграммой уведомляет Лику и встречает её на вокзале. Он знакомит её со своей семьёй, которая сразу же отнеслась к ней, как к родной, кроме Николая - он держится вежливо, но на расстоянии.
В этот раз Лика и Алексей поменялись ролями в отношениях. Лика живёт Арсеньевым, мечтает о свадьбе и детях. Алексей же хочет больше свободы, он начинает ездить по командировкам, где вступает в беспорядочные половые связи. Лика исходится ревностью и, в конце концов, в отсутствие Алексея она собирает свои вещи и уходит.
Арсеньев не находит себе места. Он вновь и вновь ходит по улицам, в каждом прохожем лице видя Лику. Всё больше и больше погружаясь в собственные мысли, он начинает размышлять о самоубийстве и даже придумывает предсмертную записку. Но, вместо того, чтобы пустить себе пулю в висок, он снова возвращается в Батурино, где и узнаёт о том, что Лика вернулась домой с воспалением лёгких, от которого вскоре и скончалась.
Заканчивается роман размышлениями уже совсем взрослого Арсеньева о том, что Лика - самое лучшее, что было с ним в жизни. Прошло уже много лет, но он так и не смог забыть свою первую, самую настоящую любовь.
Недавно я видел её во сне - единственный раз за всю свою долгую жизнь без неё. Ей было столько же лет, как тогда, в ту пору нашей общей жизни и общей молодости, но в лице её уже была прелесть увядшей красоты. Она была худа, на ней было что-то похожее на траур. Я видел её смутно, но с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда.
История создания и автобиографические мотивы.
Бунин начал писать "Жизнь Арсеньева" во Франции в 1927 году. Он отшлифовывал каждую фразу и каждое предложение, пока они не начинали казаться ему идеальными. Первые части романа (всего их пять) были опубликованы в парижской газете "Россия" в 1929 году. Полной книгой роман вышел в 1930 году, всё в том же Париже. Через три года Бунин получил Нобелевскую премию по литературе "за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы".
В книге запечатлены многие факты и подробности из жизни самого Бунина. Исследователи установили, что Каменка, где родился и провёл младенческие годы Алексей Арсеньев, - это хутор Бутырки в Ельце. Батурино напоминает имение Озерки, где жила бабушка Бунина. Переезд юного Арсеньева в город и проживание у совершенно чужих людей - отсылка о жизни Бунина в Ельце у мещанина Бякина и учёбе в местной гимназии. Прототипом домашнего наставника Баскакова является учитель Ромашков. Брат Георгий - это брат Юлий в жизни: он, как и его прообраз, стал народовольцем и действительно был арестован.
Несколько глав книги посвящены описанию первой полудетской влюблённости юного Алексея: его избранницей стала молоденькая девушка по имени Анхен. Её прототипом была гувернантка соседей Эмилия. Разойдясь — по сюжету — в юности, реальные герои встретились спустя десятилетия; как вспоминала Вера Николаевна Бунина-Муромцева, Эмилия, уже пополневшая, постаревшая, в 1938 году пришла на выступление писателя в Ревеле.
Смысл.
В книге прослеживаются, как минимум, несколько мотивов.
- Проблема взросления.
Всю книгу мы наблюдаем за взрослением Алексея Арсеньева, начиная с его младенчества и заканчивая двадцатилетним возрастом. По мере того, как он становится старше, можно отчётливо проследить изменения характера Алёши, формирование его жизненных приоритетов и моральных устоев. Из милого парнишки он превращается в сложного, неоднозначного подростка. Алексей полон противоречий, постоянно находится в поиске себя, отчаянно желает найти дело всей жизни. Он эмоционален, но безучастен к чувствам других. Арсеньева мало кто заботит, кроме его собственного Я. Для него люди становятся важными лишь когда они навсегда уходят из его жизни. В отношениях с Ликой его всегда заботили только его собственные чувства, его личное благосостояние. Он понимает чувства Лики и тоскует по ней лишь через много лет после её смерти. Ровно точно так же он относится и к своим родителям, которых он, безусловно любит, но их настоящую ценность понимает, лишь когда мать уже "в далёкой родной земле, одинокая, навеки всем миром забытая", а вспоминая отца, Арсеньев чувствует глубокое раскаяние. Ему кажется, что он "недостаточно ценил и любил его", испытывает чувство вины за то "слишком мало знал его жизнь, особенно молодость, - слишком мало заботился узнавать её, когда можно было!". Осознание всего этого приходит к Арсеньеву лишь во взрослом возрасте, когда все его родные мертвы. - Неопределённость в жизни.
Из главы в главу Арсеньева терзают мысли о его будущем. Он отчаянно хочет добиться успеха на литературном поприще, но то и дело сталкивается с непониманием окружающих или с другими проблемами уже личного, даже внутреннего характера, мешающие ему на пути к осуществлению цели. Он мечется по стране, словно бешеный зверь, ищущий укрытие от боли, всего белого света и, прежде всего, самого себя - молодого, находящегося под давлением старших и неопытного юнца. По его мнению - он такой один на всём белом свете. Непонятый, никому не нужный и бесконечно одинокий поэт. Он хочет и быть свободным, и понятым, и любить, и самому быть любимым. Его главная мечта - "жить тем, что вызывает только любовь и радость". И непонимание, почему ему нельзя жить именно так, а не как-то иначе, из раза в раз приводит к проблемам и депрессии. - Первая любовь.
Как только Алексей вступает в возраст пубертата, его мысли моментально меняют свой вектор с поэтичности деревенской жизни на девичьи телеса. Мысли о грудях, бёдрах и босых ногах преследуют Алексея, где бы он ни был. И каждая, кто отвечает ему взаимностью, становится для него самой любимой, неповторимой и единственной. Это и неназванная девушка на параде во время обучения Алёши в гимназии, и соседская Анхен, и девушка Лиза, с которой он случайно столкнулся на улице, и гувернантка Тонька. Последней известной читателю любовью Алексея становится, конечно же, Лика. Она кардинально поменяла его жизнь, хоть и не смогла до конца избавить Арсеньева от присущей ему эгоистичности. Даже после того, как она приняла решение сбежать от Алексея, он размышлял о поступке эгоистичном - о самоубийстве. И пускай в нём играл тот юношеский максимализм, тем не менее все его поступки говорят как о личности манипулятивной, хоть и прошедшей через многие лишения в жизни, но тем не менее привыкшей получать то, что захочет.
Плюсы и минусы.
Плюсы:
- Красивый, изящный язык.
- Нравоучительная история взросления, в который каждый найдёт отголосок своего подросткового прошлого.
- Книга показывает две стороны взросления: утопичную и яркую - детство и реалистичную, более мрачную - зрелость.
- Живые и хорошо прописанные персонажи, даже второстепенные.
Минусы:
- Как и любой подросток, Арсеньев со временем начинает раздражать.
- Некоторые поступки Арсеньева нечестны по отношению к окружающим, а некоторые даже аморальны.
- В некоторых моментах истории может показаться, что все, кто не состоит с тобой в кровном родстве - враги.
Вывод.
Бунин - непревзойдённый русский классик. Конечно, его мысли и посылы не так глубоки, как у вычурного Достоевского, а истории не столь масштабны и эпичны, как у деепричастного Толстого, но от этого его становится только интереснее читать. Проблемы его героев - это проблемы каждого рядового гражданина нашей страны. Бунинские деревни знакомы каждому русскому человеку с детства, а жители этих деревень - настоящие, живые соседи, которые найдутся в каждом селе, посёлке, деревне или хуторе. Его описания природы завораживают, так и хочется пройтись по лесу, собрать грибов и ягод, заслушаться пением птиц. Или выйти в бескрайнее поле и закурить сигарету, почувствовать себя свободным от всяких обязательств, ощутить этот простор, который не понять городскому жителю.
Во время прочтения "Жизни Арсеньева", то и дело ловишь себя на мысли, что невольно сравниваешь Бунина с другим мастером поэтического слова в прозаичных произведениях и большим любителем природы Джеком Керуаком. Они действительно похожи по своему мировоззрению, мотивация их персонажей всегда проста и понятна - они не хотят спасать мир или воевать за какую-то абстрактную идею, они хотят творить, жить свободно и независимо. Каждый из них находит любовь в разных вещах, они оба понимают счастье по-разному, тем не менее все они - бродяги и поэты по натуре, путешественники до мозга костей. Никто из героев ни Бунина, ни Керуака не может усидеть на месте, когда речь заходит о поисках той самой Свободы, о которой мечтает каждый. Дорога для них - это жизнь, сидя на месте они вянут, тускнеют. Бьюсь об заклад, что Арсеньев и Рэй Смит могли бы неплохо поладить, живи они на одном континенте. А из Арсеньева мог бы получиться неплохой, возможно даже второй по величине битник.
Читать историю жизни Алексея Арсеньева можно в любом возрасте, но понять его возможно уже в более зрелом, когда начинаешь потихоньку оглядываться назад, анализировать события ушедших лет и самостоятельно осмысливать что такое любовь, жизнь и смерть.