Найти в Дзене
Наблюдатель

Почему не стоит спорить с украинкой, которая верила, что Россияне живут без унитазов и вывозят из их страны асфальт машинами

Ранее уже публиковался материал о встрече с одной украинкой, которая демонстрировала абсолютную веру в нарративы, навязываемые пропагандой. Упомянутый опыт оказался чрезвычайно показательным и регулярно вспоминается в беседах с окружением. Это наглядный пример того, как внешне рациональный индивид может быть носителем абсолютно алогичных и оторванных от реальности представлений. Создавалось ощущение диалога с кем-то, кто видит инопланетянина там, где другие видят человека, — при этом для собеседника это была непреложная истина. Многие из читателей и подписчиков затем выражали сожаление, что тогда не была предпринята попытка разубедить этого человека. Хотелось бы пояснить свою позицию. Для начала стоит определиться с целями, ради которых вообще вступают в коммуникацию. * Получение полезных данных, которые могут быть применены на практике или как минимум расширят кругозор. * Возможность высказать собственную точку зрения, получить обратную связь, пусть и критическую, — что иногда поз

Ранее уже публиковался материал о встрече с одной украинкой, которая демонстрировала абсолютную веру в нарративы, навязываемые пропагандой. Упомянутый опыт оказался чрезвычайно показательным и регулярно вспоминается в беседах с окружением. Это наглядный пример того, как внешне рациональный индивид может быть носителем абсолютно алогичных и оторванных от реальности представлений. Создавалось ощущение диалога с кем-то, кто видит инопланетянина там, где другие видят человека, — при этом для собеседника это была непреложная истина.

Многие из читателей и подписчиков затем выражали сожаление, что тогда не была предпринята попытка разубедить этого человека. Хотелось бы пояснить свою позицию.

Для начала стоит определиться с целями, ради которых вообще вступают в коммуникацию.

* Получение полезных данных, которые могут быть применены на практике или как минимум расширят кругозор.

* Возможность высказать собственную точку зрения, получить обратную связь, пусть и критическую, — что иногда позволяет укрепить собственную аргументацию.

* Достижение конкретного результата. Речь идет преимущественно о деловой коммуникации, где от оппонента требуется выполнение задач.

* Получение позитивных эмоций от чувства общности с психологически или идеологически близким человеком. Это уровень глубокой дружбы или родства душ.

* Вербовка. То есть стремление, несмотря на полный идеологический разрыв, добиться от другого полного принятия своей системы взглядов. Это прерогатива политиков, религиозных фанатиков и сектантов.

Причислять себя к трем последним категориям оснований нет. Следовательно, в арсенале остаются только первые четыре цели.

В описанной ситуации пришлось столкнуться с личностью, обладающей собственной, мягко говоря, отличной от объективной, картиной мира. К примеру, та утверждала, что российские военные целенаправленно снимали асфальт с дорог и вывозили его на грузовиках для личных нужд, забирали унитазы, а также что Украина за последние семь лет достигла уровня развития европейских стран. В некоторых частных моментах можно было найти точки соприкосновения.

1. Качественным асфальтом в России покрыты далеко не все удаленные населенные пункты (данное мнение основано на большом опыте поездок по стране).

2. С унитазами в глубинке также есть проблемы — достаточно отъехать на 200 км от Нерюнгри или Магадана, чтобы в этом убедиться.

3. Судить о развитии Украины с 2012 года не представляется возможным в силу отсутствия актуального опыта (хотя состояние Крыма на момент 2014 года красноречиво свидетельствовало не в пользу стремительного развития). А фраза «мы гордимся, что стали, как Европа» и вовсе непонятна — по личным впечатлениям, уровень жизни в Европе часто преувеличивают, многие там живут крайне экономно, до степени, которую у нас сложно представить.

Итак, имелся собеседник, либо находящийся в глубоком состоянии «шизофренического» по своей природе заблуждения, либо прошедший мощную обработку в рамках фанатичной группы. Не ставилось цели причинить ему непоправимое благо и насильно вернуть в реальный мир.

На это было две причины.

Первая: такой цели изначально не существовало. Задачи вести политическую агитацию, заниматься прозелитизмом или «спасением душ» не стояло.

Вторая: как-то раз пришлось столкнуться с мнением гештальт-терапевта Андрея Юдина, что установление продуктивного контакта с жертвами политической пропаганды — это профессиональный навык, сопоставимый по сложности с терапией острых психозов или «депрограммированием» адептов тоталитарных культов. Соответствующей квалификации для этого нет.

Оказавшись перед фактом общения с фанатично убежденным или психически нестабильным человеком, логично последовать совету экспертов: либо полностью исключить опасные темы, либо свести взаимодействие к необходимому минимуму.

Был выбран второй путь. В основном сводилось к пассивному слушанию с периодическим, максимально аккуратным внедрением фактов, противоречащих его картине мира. Целью было не переубедить, а посеять малейшее зерно сомнения в прочности его убеждений. Задавались уточняющие вопросы: «Ты уверен? С какой целью вывозить асфальт, что с ним делать? Зачем унитазы при отсутствии канализации? Когда ты последний раз был в Европе и что конкретно тебя там впечатлило?»

Ответов на эти вопросы получено не было. Вместо этого был приобретен собственный опыт:

1. Информация. Удалось воочию наблюдать человека, искренне верящего в подобные вещи. До этого казалось маловероятным, что пропаганда может воздействовать на кого-то сколь-либо рационального.

2. Косвенное воздействие. Удалось заставить его задуматься над вопросами, которые ранее не приходили ему в голову.

3. Соблюдение границ. Была исключена попытка работать в области, где отсутствует экспертность.

Существует глубокая убежденность, что если человек не находится в состоянии острого кризиса, то его вера во что-либо служит какой-то его внутренней цели. Раз он дожил до настоящего момента с такими взглядами, значит, они каким-то образом помогали ему адаптироваться к его реальности. И кто вправе эту реальность грубо разрушать?

Кроме того, есть вера, что время расставит всё по местам. Осенью планируется очередная поездка, и если представится возможность, будет интересно встретиться с тем человеком снова — узнать, претерпели ли его взгляды изменения. И, если его уверенность в необходимости вывоза асфальта по-прежнему сильна, посеять еще несколько зерен сомнения.

В итоге: насильно причинять добро людям не планируется. Пусть достигают его самостоятельно.