На запуске «Российской креативной недели» первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко обрисовал ключевые драйверы для развития креативной экономики России:
«Возможность развития креативных индустрий строится на нескольких вещах. Она требует вызова, и он у нас есть. Она требует базовой системы подготовки и образования, и российская система образования, науки — она такую опору дает. Она требует фундаментальной культурной основы — мало стран в мире, которые имеют такую историю культуры. И она требует творческо-предпринимательской активности и воли. И с этим у нас тоже все хорошо. Вся эта совокупность у нас сегодня есть. Поэтому вызов огромный, это правда, но и возможности невероятные. Я уверен, что то время, которое сейчас наступает — это время возможностей. Россия сегодня — по-настоящему страна возможностей».
Российское образование – как школьное, так и высшее – сколь много его не критикуй, но все же сохранило общекультурный заряд, заложенный еще в Российской империи и бережно пронесенный через советский период истории. Чувство сопричастности с великой историей так или иначе возникает у молодежи.
Научно-образовательное измерение креативных индустрий примечательно само по себе. Наука и исследования являются креативным процессом – потому любой ученый по умолчанию творец. Аналогично стоит рассуждать о стартапах и технологическом предпринимательстве – лидеры подобных проектов всегда должны иметь серьезный заряд креативности, без которого не удастся продвинуть свой продукт.
Кроме того, как и во многих других областях, в креативных индустриях есть совершенно разные профессии: от сценариста и режиссера до художника по свету и гримера. Далеко не всем из них учат в университетах. Более того, уже запущен чемпионат творческих компетенций ArtMasters.
Валерий Фальков отметил несколько векторов развития высшей креативной школы:
«Мы видим, что наиболее успешны люди, обладающие системным мышлением и получившие базовое фундаментальное образование в области точных наук. Для развития креативных индустрий необходимо предусмотреть возможность краткосрочных обменов студентов различных направлений, чтобы усилить их междисциплинарную подготовку. Например, организовать летние курсы учащимся творческих направлений на базе технических вузов. Это, безусловно, будет способствовать развитию креативного кластера».
Сама по себе идея интеграции строгих формальных дисциплин с более творческими не нова. Многим известны примеры великих математиков, которые успешно сочетали обучение на математическом и философском факультете.
Летние курсы по креативным сюжетам, особенно если это замиксовать с программой студенческого туризма или «Больше, чем путешествием», однозначно будут востребованы. Равно как и более-менее открытые летние (каникулярные) программы ведущих творческих вузов.
Сами по себе творческие компетенции имеют возможности прокачки внутри большинства вузов – здесь и театры (хоры, студии танцев), и творческие конкурсы, и КВН с капустниками. С другой стороны, создаваемые «пространства компетенций» (точки входа в программы РСВ и Росмолодежи) должны включать в себя и креативную прокачку.
Напомним и о том, что второе высшее образование в сфере искусств в России стало бесплатным. Этот потенциал можно было бы расширить в сторону модулей, по которым студенты – независимо от направления подготовки – могли бы просто прокачать свое творческое начало, а в идеале – и получить какую-то квалификацию. Это стало бы дополняющим вектором подготовки по аналогии с «цифровыми кафедрами».
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/26244