Найти тему

Аграрное переселение подведов

Состоялся политически знаковый обмен подведомственными организациями между Минобрнауки и Минсельхозом по формуле 11 на 11.

В ведение Министерства науки и высшего образования перешли 11 аграрных вузов: Новосибирский, Мичуринский, Волгоградский, Орловский государственные аграрные университеты; ГАУ Северного Зауралья и Пермский государственный аграрно-технологический университет, а также Приморская, Курганская, Нижегородская, Ивановская, Ярославская госсельхозакадемии.

Минсельхоз сохранил главный бриллиант своей вузовской короны – Тимирязевскую академию (РГАУ-МСХА). И в обмен на ряд крепких, но всё же не ведущих на федеральном уровне вузов, получил действительно лидеров среди профильных НИИ. Таковых 11 – и они примечательно ложатся практически во все подпрограммы Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства: институт Лорха (картофель), по сахарной свекле, масличным, сое, зерну, птицеводству и т.п.

Особенно примечателен трансфер двух НИИ: ВНИТИБП (биологической промышленности) и Белгородский аграрный центр РАН. В Белгородской области располагается первый (из уже нескольких) аграрный научно-образовательный центр мирового уровня, который тесно связан с Курчатовским геномным центром мирового уровня. Аналогично видны интересы Михаила Ковальчука в области микробиологической промышленности. Есть основания полагать, что в итоге, например ВНИТИБП лишь передохнёт под крылом Минсельхоза, а затем продолжит свой путь в главную генетическую гавань страны – Курчатовский институт.

С политической точки зрения Дмитрий Патрушев и Валерий Фальков продемонстрировали примечательную договороспособность и публичное укрепление сотрудничества даже не на уровне ФОИВ, а на уровне министров, что довольно редко и ценно.

Также обмен 11 на 11 является сигналом к двум другим процессам:

  1. Возрождение отраслевой науки – постепенное возвращение части НИИ к своим отраслевым прородителям. Это сделать тем проще, что Российская академия наук сейчас является универсальной экспертной организацией, которая осуществляет научно-методическое и научное руководство львиной долей всех вузов и НИИ по вопросам фундаментальной и поисковой науки.
  2. Собирание университетов под одной крышей. Минобрнауки демонстрирует свои приоритеты, логичные для флагманской программы «Приоритет 2030».

Более ранний переход педагогических вузов этот приоритет очевидно не изменил.

Ожидавшийся трансфер еще в момент проработки вызывал смешанную реакцию профильного научного сообщества. Вице-президент РАН Ирина Донник не раз подчеркивала, сколь нежелательна передача университетов от Минсельхоза. Впрочем, они никогда и не возражала против того, чтобы профильное ведомство теснее работало с профильными же НИИ. Для РАН ничего принципиально не изменится – Отделение сельхознаук все так же будет курировать деятельность и научных институтов, и университетов.

А вот с точки зрения научно-политического баланса меняется достаточно многое. После указанных перетасовок подведов Минсельхоз получает возможность единолично реализовывать ФНТП развития сельского хозяйства (ее показатели, напомним, тесно связаны с Доктриной продовольственной безопасности страны). Теперь Министерству сельского хозяйства не надо будет вступать в межведомственные аппаратные споры с Минобрнауки – и наука, и трансфер, и внедрение будут находиться в одном управленческом контуре.

В свою очередь, Валерий Фальков укрепил имидж «министра всех ректоров», продолжив тренд на «собирание вузов» под министерской крышей.

Стоит отметить, что Минобрнауки именно в 2022 году активизировало

публичное кураторство по ряду вопросов в отношении вузов не только своей подведомственности, при полном согласии последних и всевозможных кураторов. Одной из таких сфер стала молодежная студенческая политика, транслируемая Минобрнауки.

Возвращаясь к основной теме поста–подобные размены «университеты на НИИ» вполне могут продолжиться и в других отраслях экономики.

Подробнее: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207040037

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/26226