Историк космонавтики, инженер-аналитик и автор книги «Разведчики внешних планет» (вышла в издательстве «Альпина нон-фикшн») Игорь Лисов отвечает на популярные вопросы читателей, связанные с освоением космоса. Материал с продолжением – вот первая часть.
Может ли отключиться свет на МКС? Что тогда произойдет?
Может, конечно. Вся энергия поступает на станцию от солнечных батарей. Они заряжают аккумуляторы, а от тех питаются все системы МКС. Солнечные батареи постоянно отслеживают направление на Солнце, для чего их вращают вокруг двух осей сразу. Если это вращение прекратится или если нарушится ориентация всей станции, зарядный ток резко упадет, работающие системы разрядят аккумуляторы, и свет погаснет.
В истории космонавтики такое случалось не раз и не два. В феврале 1985 года потеряла ориентацию, обесточилась и замерзла советская станция «Салют-7». Владимир Джанибеков и Виктор Савиных с помощью специалистов Центра управления полетами вернули ее к жизни. Случались энергокризисы и в последние годы жизни нашей орбитальной станции «Мир». Вот краткое описание одного из таких эпизодов: по ошибке был отключен блок датчиков угловых скоростей — бортовой компьютер перестал управлять ориентацией станции — пошел разворот на оставшихся угловых скоростях — упал зарядный ток — начался разряд аккумуляторов — стали отключаться системы, управлявшие разворотами станции, и все остальное вплоть до устройств регенерации атмосферы и света. Ситуацию удалось спасти лишь двигателями пристыкованного корабля «Союз ТМ» — их включение развернуло станцию «Мир» солнечными батареями к Солнцу. МКС в этом смысле оказалась более надежной, но и она не застрахована от потери ориентации и электропитания.
Космонавты на МСК не могут есть свежие фрукты и овощи, они не болеют цингой?
К счастью, случаи цинги на МКС зафиксированы не были. Съестные припасы регулярно поступают на станцию. Свежие овощи и фрукты привозят на всех грузовых и пилотируемых кораблях и вообще по просьбам космонавтов всегда стараются положить что-нибудь вкусное.
Куда более реальная опасность, ожидающая космонавта на станции, это отсутствие физической нагрузки. Если космонавт манкирует режимом физических тренировок (а это 2–2,5 часа ежедневно), на Землю он вернется в очень плохом состоянии. В лучшем случае ему придется заново учиться ходить.
Могут ли космонавты плакать в условиях невесомости?
В космосе люди плачут так же, как и на Земле, когда есть о чем плакать. В самом начале 1960-х годов ученые еще не знали, будет ли работать физиология организма в невесомости. Сможет ли человек проглотить что-нибудь? Пойдут ли невесомые еда и вода в желудок? Этот вопрос был решен раз и навсегда в 1961 году, когда Юрий Гагарин во время космического полета первым попробовал попить и поесть.
Сегодня мы знаем, что кратковременная невесомость не сказывается на работе организма человека. С длительной хуже — ее развращающим объятьям надо умело противостоять. Космонавты могут плакать в невесомости, только слезы будут скапливаться на ресницах.
Почитайте еще – "Телескоп «Уэбб» прислал первый полноценный снимок, заглянув в самую дальнюю точку Вселенной"