Немного о том, как зарождаются психологические травмы. Довольно часто можно слышать, что многие психологические проблемы человека родом из детства. Ну это наследие Фрейда. На самом деле, конечно же, не все проблемы берут свое начало в том периоде, когда мы, что называется, ходили под стол. Что-то плохое с человеком может произойти в любом возрасте, что потом его не отпустит, пока он не разберется с причиной и последствиями произошедшего. У кого-то бывает наоборот, когда детство настолько прекрасное, что ни о каких травмах и речи нет. Но повзрослев и вступив во взрослую жизнь, человек может быть шокирован какими-то вещами, которые в нем происходят. Например, он может увидеть, что до того, как он стал самостоятельным, он жил в «теплице», будучи защищенным своими родителями от всевозможных угроз, существующих в этой жизни и потому ничего из себя не представляет. И теперь ему надо самому о себе заботиться, а он не умеет. И из-за этого его психика может травмироваться, он просто поймет, что ни на что не способен, что он не подготовленный к жизни человек – слабый и неуверенный в себе. Соответственно, чтобы улучшить свое состояние, ему необходимо обрести нужные для взрослой самостоятельной жизни навыки.
Любое негативное событие, которое произойдет с человеком на любом отрезке жизни может причинить ему психологическую травму, даже если это негативное событие окажется негативным лишь с его точки зрения. Довольно часто люди несут моральный ущерб от таких вещей, которые могут по-разному восприниматься разными людьми. Ну, например, человека уволят с работы, и он из-за этого совершит суицид. Для него увольнение станет травмирующей ситуацией. Тогда как другой человек просто найдет себе другую работы и даже не расстроится из-за того, что его уволили. И такому вот отношению к различным вещам мы учимся в течение всей жизни. Поэтому, не все проблемы психологического плана родом из детства. Но детство все равно может очень сильно сказаться на всем, что чувствует человек и на том, как он к чему-то относится. Потому что детство – это такой период, когда не только закладывается фундамент восприятия человеком внешнего мира, но и когда он имеет повышенную впечатлительность и из-за нее острее воспринимает какие-то события. Самые первые мысли о мире, людях, самом себе, появившиеся под воздействием сильных эмоций, затем будут оказывать свое внимание на все последующие мысли, которые будут появляться в голове человека в течении жизни. Поэтому, если привить человеку в детстве негативное отношение к каким-то вещами, страхи какие-то ему внушить, то эти вещи могут остаться с ним на всю жизнь. Они способны видоизменяться, но суть останется той же, человек будет воспринимать мир через призму своих ранних убеждений. Если, конечно, он их не проработает нужным образом. Поэтому, от того, каким было наше детство, во много зависит то, что способно причинить нам психотравму.
Мы в этом смысле можем быть очень разными. Если вы думаете, что все люди одинаково болезненно реагируют на какие-то травмирующие ситуации, то ошибаетесь. Не все шоковые для большинства людей события становятся шоком для отдельно взятого человека. Вот, допустим, в моей практике и не только моей, были случаи, когда люди попадали в ситуации, в которых психика большинства людей травмируется. А у них никаких проблем с этими ситуациями и после них не возникало. Ну, например, они могут потерять близкого и дорого им человека при довольно-таки неприятных обстоятельствах. И при этом совершенно спокойно к этому отнесутся. Вообще никаких переживаний по этому поводу у них не возникнет. Был человек в их жизни, с которым им было хорошо и не стало его, причем по не совсем нормальным причинам, ну значит так тому и быть, такова жизнь, все в ней когда-то заканчивается. Они с особым понимаем к этому отнесутся. Вот так складывалась их жизнь с самого детства, что в итоге они стали таким образом к подобным вещам, болезненным для большинства, относиться. Это абсолютно нормальные, здоровые люди, которые ведут себя адекватны в обычных ситуациях. Но их не травмируют такие ситуации, от которых другие люди места себе не находят и в этом их особенность.
Вот такие примеры говорят нам о том, что человека можно научить ко всему относиться с особым понимаем, благодаря которому он станет гораздо более психологически устойчивым ко многим вещам.