Летом театральный сезон закрыт, но это не повод грустить! Свободное время можно посвятить книгам о театре и актёрах, мемуарам, документальным фильмам, профессиональным записям хороших спектаклей... В сети есть много подборок на тему "театр в кинематографе", однако мы решили предложить вам свою. Это и признанные хиты, и малоизвестные картины, которые, как нам кажется, достойны вашего внимания.
1. Повесть о неизвестном актёре (1976)
Жанр киноповести был популярен в советском кино, а этот фильм — пример того, как ответственно и внимательно подходили к этому жанру режиссёры. Александр Зархи собрал для своей недлинной истории (продолжительность фильма чуть больше часа) "звёздный" актёрский состав: Алла Демидова, Игорь Кваша, Владислав Стржельчик, Валентин Гафт, Игорь Старыгин... В главной роли снялся блистательный Евгений Евстигнеев. Неторопливый, вдумчивый рассказ о буднях пожилого артиста в провинциальном театре затягивает с первых минут. Что важнее — столичная слава или тепло "своего" зрителя? Как смириться с тем, что заветную роль отдают другому? Чем наградит тебя судьба за многолетнюю преданность своему делу?.. Поиск ответов на эти вопросы создатели фильма ведут без громких деклараций, здесь нет никакого пафоса, и нет деления на белое и чёрное... Игра Евгения Евстигнеева поможет вам понять смысл названия фильма, где не случайно звучит слово "неизвестный".
2. Накануне премьеры (1978)
В основе сценария — повесть Анатолия Алексина "Действующие лица и исполнители" о постановке "Ромео и Джульетты" в одном из советских ТЮЗов. О людях, искренне увлечённых своим трудом, читать всегда интересно, особенно если автор пишет легко, с юмором... но не боится затрагивать и "больные" темы. Экранизация удалась во многом благодаря Олегу Табакову, бесподобно сыгравшему высокомерного и завистливого худрука, "эрудированного" сноба с трубкой во рту, козыряющего своим богатым опытом и постоянно цитирующего основателей МХАТа. Режиссёр фильма Олег Гойда делает акцент на человеческих взаимоотношениях, но проблема несовпадения театральных взглядов, столкновения профессиональных позиций — остаётся.
3. Театр (1978)
Свободное сочинение Яниса Стрейча по роману Сомерсета Моэма об увядающей примадонне и её страсти к юному бухгалтеру вошло в золотой фонд советского кинематографа, а волшебная музыка Раймонда Паулса полюбилась нескольким поколениям зрителей. Приём "театр в театре", бенефисная роль царственной Вии Артмане, остроумные закадровые комментарии... это подчёркивает игровую природу, но вовсе не отменяет подлинного драматизма материала. Адепты романа по-разному отзываются об этом фильме, но хотя бы раз посмотреть его стоит, хотя бы для того, чтобы сравнить со знаменитыми зарубежными экранизациями. В фильме, снятом на Рижской киностудии, вы непременно почувствуете какую-то особенную интонацию ироничного театрального саморазоблачения, изящество, безупречный вкус постановщика — всё то, что вместе составляет "стиль".
3. Я — актриса (1980)
Биографический фильм о жизни и творчестве великой русской актрисы Веры Комиссаржевской в постановке Виктора Соколова обвиняли в "невнятности", "фрагментарности", недостаточной выстроенности... даже в том, что из-за своеобразия сценария (кстати, его автор — Семён Лунгин, прославившийся после фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!") исполнительница главной роли Наталия Сайко не смогла быть убедительной, несмотря на талант и даже очевидное портретное сходство. Фильм действительно построен вне линейной логики, монтажно-ассоциативным методом, но это вряд ли недостаток. Просто перед просмотром не поленитесь освежить в памяти реальную биографию Веры Фёдоровны Комиссаржевской, почитайте немного о её взаимоотношениях с Мейерхольдом, ролях, скитаниях по чужим сценам... и тогда вам обязательно откроется, насколько глубоко и тонко создатели картины понимали то, о чём пытались рассказать зрителю.
4. Успех (1984)
Поставить чеховскую "Чайку"... возможно ли это без рефлексии, мучительных раздумий и бессонных ночей, избежав проблемы тяжелейшего выбора? Чем измеряется успех, если в жертву приходится приносить не только себя, но и других? Герой Леонида Филатова, амбициозный молодой режиссёр драматического театра Фетисов, покидает Москву после разрыва с женой, чтобы воплотить свою мечту о "Чайке" на сцене областного театра. Здесь он становится кумиром одних, объектом насмешек для других (реплика "Я не вижу здесь режиссёра!" в устах Алисы Бруновны Фрейндлих — это, говоря нынешним языком, готовый мем!), врагом третьих... но его волнует только "Чайка"; только шанс увидеть на сцене спектакль своей мечты.
Отдельного упоминания заслуживает Лев Дуров в роли Павла Афанасьевича, репетировавшего Тригорина. С ним связан один из самых тяжёлых моментов фильма: снятый с роли актёр умирает от сердечного приступа. "Его героя, несмотря на приближение «круглой даты», все зовут Павликом. Он и действительно взрослый ребенок. Как одаренный ребенок, легко и естественно перевоплощается он на сцене. И как ребенок, беззащитен перед жестокостью и грубой силой. Для него нет жизни вне сцены, и сыграть он может все, кроме того, что навязывается извне, чужой волей, парализуя его собственную волю и инициативу..." — писал критик В. Банников после премьеры фильма. Можно ли с уверенностью сказать, что Фетисов прав, отстранив Павлика от роли, что стало причиной его смерти? На одной чаше весов — искусство, на другой — человеческая жизнь...
5. Отражение в зеркале (1992)
Драму Светланы Проскуриной часто относят к "арт-хаусу" — возможно, из-за мрачного визуального ряда, свойственного кинематографу начала девяностых, и оригинального саундтрека Вячеслава Гайворонского. Это может привлечь любителей так называемого "фестивального искусства", но и отпугнуть значительную часть аудитории — и очень жаль!.. Посмотреть этот фильм стоит хотя бы ради актёрской работы Виктора Проскурина, сыгравшего главного героя с редкой в сегодняшнем кино искренностью и самоотдачей. Известный тезис о театре, который является отражением реальности, обыгрывается в этой картине с обезоруживающей прямотой.
ВИКТОР. Я ухожу из театра. Совсем... Помнишь, как у Эжена Ионеско?.. Его заставили. А я куда лезу? Мне чего нужно? Я чего-то ищу... нахожу, но мне никуда это не втолкнуть. Хватаю, хватаю, захлёбываюсь, путаюсь в своих собственных жилах... я всех чертей давно разогнал. Иногда в глотке как будто свинец... а дальше? Я понимаю, почему. Я только признаться боюсь. Иногда на себя смотрю... не интересно. Мне не интересно. Господи, зачем я вообще всё это делаю? Кто я?
Жизненный и творческий кризис знаменитого актёра рассматривается с хирургической беспристрастностью, и вместе с тем — без гиперреализма, наоборот, киноязык режиссёра затейлив и метафоричен. После смерти Виктора Проскурина она сняла о нём документальный фильм, который мы тоже рекомендуем к просмотру.
6. Театральный роман (2002)
Один из лучших телевизионных художественных фильмов о закулисье снят по роману М. А. Булгакова, и воссоздаёт "булгаковскую" атмосферу с необычайной точностью. "Записки покойника" инсценировались множество раз, но режиссёрам Олегу Бабицкому и Юрию Гольдину удалось собрать, пожалуй, самый мощный актёрский состав своего времени (бонусом — окончивший когда-то театроведческий факультет Михаил Швыдкой в роли театроведа). От Максима Суханова буквально не оторвать глаз — он и смешон, и страшен, и одержим, и по-детски непосредственен... а каким ещё можно играть прообраз К. С. Станиславского?
7. Долгое прощание (2004)
Не столько экранизация, сколько красивая ретро-стилизация рассказа Ю. Трифонова о начинающей актрисе, её молодом возлюбленном —драматурге-неудачнике и его успешном сопернике, умеющем сочинять востребованные пьесы "нужной" тематики. Мелодраматическая коллизия — лишь повод для размышлений режиссёра С. Урсуляка об искусстве сцены, тесном переплетении простых человеческих чувств с эмоциями натур творческих; о памяти, которая всегда остаётся с нами, несмотря на обстоятельства места и времени... Картина в импрессионистской манере, с попеременным использованием черно-белого и цветного, подёрнутого дымкой изображения, с романтическими музыкальными шлягерами, нарочито рыхлой композиционной структурой и монтажом, и с первоклассными актерами в главных ролях.
8. Два в одном (2007)
Дилогия Киры Муратовой понравится любителям "кино не для всех", и особенно тем, кто настроен скептически. Театр здесь предстаёт в самом своём неприглядном виде: обителью пьянства, разнузданности, порочных желаний, эгоцентризма и зависти. Тело висельника, болтающееся в петле, парадоксально выглядит далеко не самым мёртвым в этом мире вечного лицедейства. Однако, как и во всех фильмах Муратовой, чёрный юмор и какой-то тоскливый, щемящий лиризм придают "скверному анекдоту" глубокое и объёмное драматическое звучание.
9. Упражнения в прекрасном (2011)
Фильм, снятый Виктором Шамировым по мотивам одноименного спектакля Театра им. Моссовета, получил сразу два приза фестиваля "Кинотавр-2011" — за лучший сценарий и лучшую мужскую роль (Константин Юшкевич). Незамысловатая история о том, как актёры путешествуют с антрепризой по стране, сама могла бы показаться слишком "антрепризной", если бы не прекрасно переданное настроение, живость и естественность игры людей понимающих, что такое актёрские будни.
Добавляйте в комментариях свои любимые фильмы о театре!