Сегодня статья будет особенно интересна любителям архитектуры. Мы полюбуемся на один из самых лучших образцов русского модерна - особняк предпринимателя С. Рябушинского. Отправляемся в Москву на улицу Малую Никитскую.
Адрес: Москва, Малая Никитская 6/2с5
Год постройки: 1903 год
Общая информация
На одной из улочек Москвы в тени деревьев скрывается красота особняка в стиле раннего модерна - городская усадьба предпринимателя Степана Рябушинского. Построена она была архитектором Федором Шехтелем в начале XX века. Для любителей архитектуры - это достаточно известный особняк, т.к. он является ярким примером раннего модерна в русской архитектуре.
Строительство особняка началось летом 1900 года. Сам владелец хотел, чтобы на территории имения расположилось не только само жилое здание, но и хозяйственные помещения, такие как прачечная, кладовая и конюшня, а также чтобы главный корпус находился в глубине участка. Для того, чтобы воплотить в реальность желания заказчика, Ф. Шехтелю пришлось вывести на основную дорогу только парадное крыльцо, а дом окружить садом, визуально создав пространство между улицей и особняком. Строительство завершилось в 1903 году и семья предпринимателя смогла переехать в усадьбу. Но в 1917 году они эмигрировали в Италию, а особняк перешел городским властям. В 1931 году особняк был передан в качестве квартиры писателю М. Горькому. Поэтому в интерьере самого дома можно увидеть влияние двух разных культур.
Двухэтажный особняк, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичом. Разные объемы создают игру света и тени так, что глядя на дом с улицы невозможно угадать сколько же в нем комнат и этажей. Все окна разные по размеру, форме и декоративному оформлению, но между тем они сочетаются с рисунком ограды балконов. Решётки окон напоминают вьющиеся ветви деревьев, а балконная решётка уподоблена рыбьей чешуе. По периметру здания в верхней части - широкий мозаичный фриз с изображением ирисов, которые придают зданию некую торжественность.
Развитие стиля модерн ввело в моду новый тип строений - с центрической планировкой, т.к. композиционно выделяется центр, вокруг которого и начинает возводиться здание. Таким центром в особняке стала парадная лестница, а к ней уже как бы "тянутся" объемы всего остального здания. Все комнаты в особняке расположены вокруг спиралевидной лестницы, которая выполнена из зеленовато-серого мрамора и имеет некую "текучую" форму, напоминающую гладь воды. На гребне волны установлен светильник в виде медузы, которые превращается в черепаху, стоит только подняться по лестнице.
Весь первый этаж связан с водной стихией. Каждая деталь в особняке имеет эстетическую ценность: паркет, выложенный под рыбью чешую, ручки дверей, обои с наскальными рисунками - все это дает ощущение некоего единения с природой. Самая большая комната в доме - гостиная, где композиционным центром становится большое окно и открывающийся из него вид становится как бы частью интерьера. С приездом М. Горького в этой комнате появились книжные шкафы. Пройдя по вестибюлю парадного входа мы попадаем в комнату, которая служила парадным кабинетом и Рябушинскому, и Горькому. Общий ее мотив – это лавр – с античных времен символ успеха. Практически вся мебель в этой комнате была утрачена, единственное, что осталось от мебели, которую Шехтель проектировал для этого дома - шкафчик над камином. Эта комната имеет явно выраженный восточный колорит, который придает ей коллекция нэцкэ, собранная М. Горьким. Также здесь на первом этаже расположилась спальня писателя. По проекту Шехтеля это должен был быть маленький кабинет, но т.к. М. Горький имел проблемы с ногами и ему было тяжело подниматься на второй этаж, кабинет был оборудован в спальню
Из мира подводного мы поднимаемся по лестнице в мир земной: на втором этаже у лестницы расположена колонна, которую окольцовывают саламандры и лилии, они отражают переплетение добра и зла. В закрытых комнатах у Рябушинских были спальня, детская, будуар, ванна. А во времена жизни Горького в этих комнатах жила семья его сына. На втором этаже также есть малая неприметная дверь, которая ведет в некогда тайную комнату дома Рябушинских - старообрядческую молельню. Она уникальна абстрактной храмовой росписью, покрывающей ее стены и купол.
Об интерьере дома можно рассказывать достаточно долго, но это все равно не сможет передать всех задумок, которые старался реализовать Шехтель. Сейчас в здании располагается музей-квартира М.Горького и попав сюда можно узнать не только о жизни писателя, но и полюбоваться причудливыми формами интерьера особняка.
Интересные факты
- На втором этаже особняка С. Рябушинский расположил свою коллекцию икон, которая считалась самой большой в России.
- Помимо архитектурного новаторства, проект Шехтеля отличался и технической оснащённостью: Например, им была создана система кондиционирования помещений, близкая к современной (воздух циркулировал по зданию с помощью каминов и через решётку выходил у подножья лестницы).
- Окна и их обрамления, фриз и карниз особняка намеренно укрупнены Шехтелем для создания гиперболизированного эффекта - визуально одинаковые оконные проёмы четырёх этажей на самом деле последовательно уменьшаются, придавая постройке бо́льшую высоту.
#Россия #москва #архитектура #шехтель #дом рябушинских #музей горького #особняк #модерн
P.S.
Будем ждать от тебя обратной связи и, если есть что добавить о доме С.Рябушинского, делись в комментариях. Предлагай также интересные места, о которых стоит написать.
Подписывайся на дзен и ТГ канал для того, чтобы своевременно получать уведомления о публикациях и дополнительную информацию.