Найти тему
CHIPS journal

Россия откажется от Болонской системы. Разбираемся, как это повлияет на отечественную систему образования

Оглавление

Власти намерены создать свою уникальную модель, но чего это будет стоить?

Министр образования и науки Валерий Фальков заявил, что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать свою модель высшего образования.

«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, — заявил глава ведомства журналистам.— Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».

Разбираемся, что такое Болонская система и как отказ от нее повлияет на российские школы и университеты.

Когда и как появилась

То, что сегодня принято называть Болонским процессом, началось в Европе в середине 70-х годов прошлого века, когда Совет министров Европейского союза принял резолюцию о программе сотрудничества в сфере образования.

Процесс, нацеленный на установление сопоставимых стандартов образования, активизировался в 90-х. В 1998 году Франция, Германия, Великобритания и Италия подписали Сорбоннскую декларацию, в которой были обозначены основные цели создания общих стандартов — поощрять мобильность студентов и выпускников, повышать квалификацию преподавателей и прочих сотрудников вузов, добиваться того, чтобы получаемые знания и навыки соответствовали требованиям рынка труда.

В 1999 году 29 стран подписали Болонскую декларацию, подтверждавшую эти цели. Сейчас в процессе участвуют 49 стран (включая Россию).

Что это такое

В соответствии с Болонской системой, высшее образование двухуровневое: обучение делится на бакалавриат (undergraduate, четыре года) и магистратуру (graduate, два года). Поскольку установлены общие стандарты, страны могут признавать дипломы друг друга и «обмениваться» студентами и преподавателями. Студент, учащийся на бакалавра в одной стране, может часть семестров получиться в вузе другой страны или после окончания поступить в иностранную магистратуру.

Почему так называется

Процесс и соответствующая система названы в честь Болонского университета (находится в итальянском городе Болонья), где была подписана декларация. Произошло это 19 июня 1999 года — этот день считается официальной датой начала процесса.

Когда введена в России

Болонский процесс открыт для добровольного присоединения участников. Россия присоединилась к нему 19 сентября 2003 года. Полностью на болонскую систему наша страна перешла к 2011 году.

При этом во многих российских вузах до сих пор существует советская система — специалитет, освоение программы по которому предполагает пяти- или шестилетнее образование.

Позже к системе присоединились Украина (2005), Казахстан (2010), Беларусь (2015).

За что болонскую систему критиковали в России

Россия почти за 20 лет так и не интегрировалась полностью в болонскую систему. Вот за что у нас ее критикуют:

  • За четыре года невозможно полноценно освоить профессию.
  • Из программы исключены несколько советских курсов, особенно по инженерным специальностям.
  • Российские дипломы так и не стали признавать на западе «автоматически».
  • Тестирование (да, ЕГЭ был введен именно в рамках болонского процесса) не отражает уровня подготовки ученика.

Как отказываемся

23 марта в Минобрнауки заявили, что не обсуждают отказ от Болонской системы.

Однако уже 24 мая секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев назвал этот отказ «целесообразным» и предложил «вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели».

Зампред парламентского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин с коллегами уже занимается подготовкой законопроекта, делающего специалитет основной формой высшего образования. Он отметил, что возможность реализовывать программы по двухуровневой системе вузы сохранят, «например, в таких областях, где не требуется высокой квалификации или же где бакалавриат и магистратура интегрированы между собой».

Подобный проект разрабатывает и Совет Федерации.

«Болонская система была задумана как пространство академической мобильности, для студентов и для профессуры, для взаимного признания программ, квалификации выпускников, — сказала журналистам ведущий эксперт в сфере высшего образования, профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Россия последовательно идет по этому пути, и последние положения, подписанные Путиным, это подтверждают. Это не только „2+2+2“, но и программа с „микростепенями“, и правило выбора студентом индивидуального трека обучения с добавлением микрокомпетенций, дополнительных программ… Болонская система работает на то, чтобы сделать образование соответствующим современному рынку труда, с возможностью быстрого распространения практик, с академическим обменом. Разрушать эту систему сейчас и выходить из нее — значит, обречь себя на полную изоляцию и непризнание».

Еще почитать по теме:

«Это просто попытка воспитать зомбированных людей»: учителя о том, что происходит с системой образования

«Если школа не готова дать ученикам уважение, ничему хорошему она не научит»: пламенный пост о современном образовании, который стоит прочесть всем

«Менять надо не экзамены, а полностью всю систему»: что редакция Chips Journal думает о ЕГЭ

  📷
📷