Снова на канале «НМ» не совсем механизм, но достаточно взглянуть на этот невероятный проект, чтобы увидеть – уникальности и оригинальности тут хоть отбавляй. Позвольте представить вам - торжество военно-морской мысли, проект ледяного авианосцы «Аввакум» (Project Habakkuk).
Разумеется, подобное могло появиться на свет только во времена – а) крайней необходимости подобного, б) крайней же нехватки ресурсов. И такое случилось во времена Второй мировой войны.
Есть данные, что идею аэродрома на специально подготовленном айсберге (с выровненной поверхностью) рассматривали Уинстон Черчилль и лорд Луи Маунтбаттен в 42-ом году. Главными достоинствами назывались сам айсберг, как дешевый ресурс и неуязвимость его для бомб, торпед и прочих возможных боевых припасов. Расколоть айсберг им было не под силу, следовательно, такой аэродром был практически непотопляем.
Дальнейшее развитие таких авианосцев предложил инженер Джеффри Пайк. В его видении создавать специально подготовленных и замороженных ледяных блоков, со встроенным охлаждением. Ко всему лед был тоже не простым, а из пикрита (Pykrete – материал, названный в честь самого Пайка). Это смесь мелких опилок (целлюлозы) и вода, замороженная до твердого состояния. Пикрит таял во много раз медленнее, а по прочности значительно превосходил обычный лед. К тому же обрабатывался этот материал почти как древесина, но мог заливаться в любую форму как металл. У него были недостатки, конечно, он подтаивал и «гнулся» при 16 градусах, но его можно было пометить в защитный корпус и встроить внутрь холодильные трубки от соответствующего оборудования.
И до Пайка проекты «ледяных кораблей» пытались реализовать немцы в 1930-ом и сами британцы в 1940-ом. Заслуга Пайка в том, что он сумел не просто предоставить проект, ног и довести его до реального воплощения. В Квебеке в 1943 годе лорд Маунтбаттен представил блок пикрита союзникам. Поставив рядом блок льда, лорд выстрелил сначала в один потом в другой из револьвера, показав насколько пикрит крепче (лед раскололся, а от пикрита пуля срикошетила, оставив вмятину). Это был момент рождения проекта «Аввакум».
Он реализовывался на канадском озере Patricia Lake. Остов модели первого корабля проекта «Аввакум» был деревянным, заполненным блоками льда (14% древесной целлюлозы и 86% воды), в длину почти восемнадцать с половиной метров, в ширину девять и весил тысячу сто тонн. Проект ставил высокие требования к судам: диапазон действия 11 тыс.км, толщина корпуса минимум 12 м, способность принимать различные виды самолетов, в том числе тяжелые (т.е. длина палубы минимально 610 м), и выдерживать сильные океанские волны.
Предполагалось, что реальные ледяные авианосцы, по самым скромным расчетам, должны были быть 1220 м в длину, 183 в ширину, а водоизмещение измерялось миллионами тонн (около 2,2 млн. тонн, если точнее). На них могли быть размещены по полторы сотни самолетов, а вооружение составляло массу зенитных установок и сорок 4,5-дюймовых орудий. Двигать такое судно должна была установка из 26 электродвигателей, общей мощностью в 33 тыс. л.с.
Впрочем, уже в 44-ом году проект «Аввакум» начал терять свои позиции лидирующего проекта британцев. Тому было много причин – и увеличение дальности полетов самолетов, развитие небольших авианосцев, договоренности с союзными силами и аэродромами… Проект заморозили, а прототип боевых ледяных авианосцев на озере в Канаде растаял за три года полностью.
Видео с YouTube канала Техно Лаб
Фото из открытых источников сети Интернет
Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития "НМ". Спасибо, что ты с нами!