Найти тему
Невероятные Механизмы

«Проект Аввакум» - авианосец из волшебного льда

Снова на канале «НМ» не совсем механизм, но достаточно взглянуть на этот невероятный проект, чтобы увидеть – уникальности и оригинальности тут хоть отбавляй. Позвольте представить вам - торжество военно-морской мысли, проект ледяного авианосцы «Аввакум» (Project Habakkuk).

Разумеется, подобное могло появиться на свет только во времена – а) крайней необходимости подобного, б) крайней же нехватки ресурсов. И такое случилось во времена Второй мировой войны.

Есть данные, что идею аэродрома на специально подготовленном айсберге (с выровненной поверхностью) рассматривали Уинстон Черчилль и лорд Луи Маунтбаттен в 42-ом году. Главными достоинствами назывались сам айсберг, как дешевый ресурс и неуязвимость его для бомб, торпед и прочих возможных боевых припасов. Расколоть айсберг им было не под силу, следовательно, такой аэродром был практически непотопляем.

Джеффри Пайк
Джеффри Пайк

Дальнейшее развитие таких авианосцев предложил инженер Джеффри Пайк. В его видении создавать специально подготовленных и замороженных ледяных блоков, со встроенным охлаждением. Ко всему лед был тоже не простым, а из пикрита (Pykrete – материал, названный в честь самого Пайка). Это смесь мелких опилок (целлюлозы) и вода, замороженная до твердого состояния. Пикрит таял во много раз медленнее, а по прочности значительно превосходил обычный лед. К тому же обрабатывался этот материал почти как древесина, но мог заливаться в любую форму как металл. У него были недостатки, конечно, он подтаивал и «гнулся» при 16 градусах, но его можно было пометить в защитный корпус и встроить внутрь холодильные трубки от соответствующего оборудования.

-3

И до Пайка проекты «ледяных кораблей» пытались реализовать немцы в 1930-ом и сами британцы в 1940-ом. Заслуга Пайка в том, что он сумел не просто предоставить проект, ног и довести его до реального воплощения. В Квебеке в 1943 годе лорд Маунтбаттен представил блок пикрита союзникам. Поставив рядом блок льда, лорд выстрелил сначала в один потом в другой из револьвера, показав насколько пикрит крепче (лед раскололся, а от пикрита пуля срикошетила, оставив вмятину). Это был момент рождения проекта «Аввакум».

-4

Он реализовывался на канадском озере Patricia Lake. Остов модели первого корабля проекта «Аввакум» был деревянным, заполненным блоками льда (14% древесной целлюлозы и 86% воды), в длину почти восемнадцать с половиной метров, в ширину девять и весил тысячу сто тонн. Проект ставил высокие требования к судам: диапазон действия 11 тыс.км, толщина корпуса минимум 12 м, способность принимать различные виды самолетов, в том числе тяжелые (т.е. длина палубы минимально 610 м), и выдерживать сильные океанские волны.

Постройка "Аввакума", укладка первого слоя ледяных блоков
Постройка "Аввакума", укладка первого слоя ледяных блоков

Предполагалось, что реальные ледяные авианосцы, по самым скромным расчетам, должны были быть 1220 м в длину, 183 в ширину, а водоизмещение измерялось миллионами тонн (около 2,2 млн. тонн, если точнее). На них могли быть размещены по полторы сотни самолетов, а вооружение составляло массу зенитных установок и сорок 4,5-дюймовых орудий. Двигать такое судно должна была установка из 26 электродвигателей, общей мощностью в 33 тыс. л.с.

-6

Впрочем, уже в 44-ом году проект «Аввакум» начал терять свои позиции лидирующего проекта британцев. Тому было много причин – и увеличение дальности полетов самолетов, развитие небольших авианосцев, договоренности с союзными силами и аэродромами… Проект заморозили, а прототип боевых ледяных авианосцев на озере в Канаде растаял за три года полностью.

Видео с YouTube канала Техно Лаб

Фото из открытых источников сети Интернет

Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития "НМ". Спасибо, что ты с нами!