Найти тему
Правила жизни

15 часов безумия и восторга: как легендарное шоу Live Aid потрясло полмира и почему его считают триумфом Меркьюри

Ровно 37 лет назад на весь мир прогремел фестиваль Live Aid — грандиозное по меркам 1980-х (да и по сегодняшним) шоу, ажиотаж вокруг которого был сравним с празднованием коронации Елизаветы II. В день концерта его посмотрело около 40% населения планеты. На сцене легендарного стадиона «Уэмбли» в Лондоне выступили главные музыканты того времени — от Дэвида Боуи и Шер до Пола Маккартни и Led Zeppelin. А в СССР даже был организован телемост из студии «Останкино» с выступлением группы «Автограф». Как благотворительный фестиваль обрел такие масштабы и почему мы помним его во многом благодаря группе Queen?

Осенью 2018 года кинозрителей всего мира покорила «Богемская рапсодия» — байопик Queen, сюжет которого построен вокруг выступления Queen на Live Aid, крупнейшем международном фестивале своего времени. На нем группа, как считается, дала свой лучший концерт — исполненный с невероятной энергией 20-минутный сет-попурри из главного в наследии британского квартета: стадионных гимнов и нетяжелых «рокешников». По сей день «Богемская рапсодия» является единственным внятным кинопредставлением Live Aid — явления международного масштаба, изменившего мировую музыкальную индустрию.

-2

Уникальный по масштабу концерт Live Aid был организован музыкантами Бобом Гелдофом и Джеймсом Юром в продолжение выпуска суперуспешного сингла Do They Know It’s Christmas?, все доходы от продаж которого должны были пойти на борьбу с голодом, возникшим в Эфиопии после небывалой засухи. Do They Know It’s Christmas? исполнила супергруппа, состоявшая в основном из актуальных групп 1980-х: Spandau Ballet, Duran Duran, Culture Club, Bananarama. По задумке организаторов Live Aid должен был превзойти успех сингла, принесшего 8 миллионов фунтов, как по выручке, так и по масштабу привлеченных звезд.

За техническую часть концерта отвечали два топовых промоутера из мира рок-н-ролла: в Великобритании обо всем хлопотал Харви Голдсмит, ранее собравший звездный ансамбль для благотворительного «Концерта для народа Кампучии» 1979 года; в штатах за площадку и логистику отвечал Билл Грэм, регулярно организовывавший крупнейшие стадионные ивенты в 1970–1980-х.

-3

Самым проблематичным моментом в организации стало, как ни странно, привлечение самих звезд. Музыканты «с именем» тянули с подтверждением своего участия до последнего, и Гелдофу пришлось прибегнуть к классической «челночной дипломатии». «Элтону Джону он говорил, что Queen и Дэвид Боуи уже согласились, хотя на самом деле не было ничего подобного, — вспоминал один из менеджеров Live Aid Энди Звек. — Затем звонил Боуи и говорил, что точно выступят Элтон и Queen. Настоящий блеф». Брайана Ферри Гелдоф затащил в состав выступающих практически шантажом. "Я заявил об участии Ферри публично, перечисляя состав участников, — рассказывал сам Боб. — Затем он позвонил мне, чтобы повозмущаться: «Я еще не сказал «да». На что я ответил: «Тогда публично отказывайся. Только сам». В итоге нескольким известным коллективам даже пришлось отказать — так на Live Aid не выступили, например, Yes и Foreigner.

Что происходило на самом концерте и почему Queen носят звание его главных триумфаторов, читайте в продолжении по ссылке:

Live Aid 1985 — величайший рок-концерт XX века

#фестиваль #концерт #шоу #благотворительнаяакция #рок-музыка #музыканты #рок-н-ролл #помощь