Часто мы делаем вещи, ровно противоположные тому, чего ожидаем от наших детей. Почему в некоторых случаях родители так упорно хотят, чтобы дети поступали, как правильно и как требует общество, но не так, как сделали бы они сами в похожем случае? Обсудим эти вопросы с Екатериной Каширской, детским нейропсихологом, директором издательства «Пешком в историю», и поговорим о привычках у детей и родителей.
Все родители обычно стараются воспитать у детей хорошие привычки и манеры, что, конечно, отрадно и похвально. Безусловно, правильно учить детей вежливо разговаривать с окружающими, аккуратно есть, мыть руки перед едой, чистить зубы. Хороших привычек много и каждый родитель хочет, чтобы его ребенок приобрел большинство из них, чтобы за него не было стыдно в обществе, чтобы сам ребенок мог «на автомате» следить за чистотой, соблюдать гигиену, а желательно и распорядок дня с утренней зарядкой.
Но меня как детского психолога всегда интересовало, почему в некоторых случаях родители так упорно хотят, чтобы дети поступали, как правильно и как требует общество, но не так, как сделали бы они сами в похожем случае. Или по крайней мере, не так, как нам хотелось бы поступить на самом деле.
Например, если Вам неприятно разговаривать с каким-то человеком (например, случайным попутчиком в поезде или с гостем на вечеринке), скорее всего, Вы как можно быстрее найдете повод закончить беседу и не будете просто из вежливости тратить свое время. Тем не менее от детей мы будем ожидать вежливого разговора с незнакомым взрослым, хотя большинству детей довольно скучно слушать вопросы о том, как у них дела в школе, есть ли друзья, какие у них отметки и т.д.
Мы сами делаем вещи, ровно противоположные тому, чего ожидаем от наших детей. Большинство из нас утром немедленно кидаются проверить электронную почту и соцсети, еще до того, как мы позавтракаем. Должна признать, что сама вхожу в число этих людей. Многие люди даже во взрослом возрасте не заправляют постель. Некоторые смотрят каждый вечер телевизор. Остальные сидят перед компьютером. Казалось бы, странно требовать от детей другого поведения.
Почему мы это делаем? Хотим, чтобы дети были лучше? Или нам мешают наши ложные представления о том, что такое прилично и неприлично? То есть на самом деле мы не видим ничего плохого в том, чтобы смотреть телевизор с бокалом вина в одной руке и мобильным телефоном в другой, но не можем себе в этом признаться? Знаем, что общество считает иначе и стараемся научить этому своих детей?
Безусловно, есть привычки, от которых очень сложно оказаться, например, многие вредные пищевые привычки. Мы не разрешаем детям есть много конфет потому, что это действительно не полезно, хотя иногда сами не можем себя сдержать и едим лишнее сладкое.
Люди, которые курят, часто не хотят, чтобы курили их дети и это совершенно понятно. Однако от многих вредных привычек отказаться довольно легко и не очень тяжело сформировать новые, полезные.
К примеру, привычка смотреть за едой телевизор не менее вредна, чем сигарета с кофе. А отказаться от нее и подавать детям правильный пример гораздо проще.
Газированные напитки вредны для здоровья и не так уж сложно их не пить. Тем не менее, в реальной жизни мы часто видим, как взрослый человек требует от ребенка выполнения какого-то правила, которое в конкретной семье не применяется.
Естественно, ребенок бессознательно это понимает и раздражается, почему это его заставляют делать зарядку (перестать играть в компьютер или телефон, не есть много сладкого, начать читать книги и т.д.), когда вся остальная семья (или, по крайней мере, родители) прекрасно живет по-другому.
Верите ли вы на самом деле в то, что у ребенка можно воспитать привычку, отличную от той, коротая принята в его семье? Или новую хорошую привычку можно воспитать только своим примером, то есть действуя вместе с ребенком, делая одинаковые вещи и объясняя, почему это правильно?