6 июля исполнилось 115 лет со дня рождения выдающейся мексиканской художницы Фриды Кало. А 13 июля 68 лет со дня смерти.
Она – одна из самых известных женщин в мире, и точно самая известная женщина – художница. О ней сняты фильмы и написаны книги; перед ее стойкостью и мужеством преклоняются тысячи поклонников, ее уникальный талант до сих пор продолжает восхищать. Она прожила всего 47 лет и перенесла 33 операции.
Она написала более 200 картин, из которых 55 автопортреты.
«Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую собственную реальность» -как - то сказала она. Живопись была для нее – выражением ее собственных желаний и страданий.
Она родилась 6 июля 1907 года в пригороде Мехико Койоакане. Ее отец немецкий фотограф Карл Вильгельм Кало Кауфман иммигрировал в Мексику в 1891 году и взял себе имя Гильермо. По некоторым источникам в ночь смерти своей первой жены при родах, Гильермо сделал предложение Матильде Кальдерон, будущей матери Фриды. Матильда Кальдерон Гонсалес была потомком коренных индейцев по отцовской линии и испанского генерала – по материнской.
В шесть лет Фрида заболела полиомиелитом, из -за чего на всю жизнь осталась хромой. Правая нога девушки была тоньше левой. А сверстники дразнили её "Фрида — деревянная нога», что, однако, не мешало девочке заниматься боксом.
«Сначала мне казалось, что на издевки я не буду обращать внимания, но все же они ранили».
Отец любил Фриду больше других дочерей, и девочка обожала отца, гордилась им; всю жизнь Гильермо жил с эпилепсией, которая положила конец его учебе в университете. Именно отец сделал детство Фриды изумительным, научил фотографировать и раскрашивать фотографии.
В 15 лет Фрида изменила дату своего рождения на 7 июля 1910 года – дату начала Мексиканской революции. И в это же время поступила в одно из самых престижных учебных заведений Мексики – национальную подготовительную школу ( Препараторию), изучать медицину. Среди 2000 учащихся здесь было всего 35 девочек. Она училась хорошо, увлеклась вопросами политики и социальной справедливости, и даже объявила себя «дочерью революции». Позже Фрида утверждала, что именно тогда впервые увидела своего будущего мужа Диего Риверу, он расписывал стены Препаратории.
Тогда же Фрида влюбилась в студента юридического факультета и журналиста Алехандро Гомеса Ариаса. Родители девушки были против их отношений, пытаясь разлучить их. Не имея возможности часто встречаться, молодые люди обменивались страстными письмами. Конец их отношениям положило страшное происшествие.
Фриде было 18 лет, когда 17 сентября 1925 года произошло событие, перевернувшее всю ее жизнь. В автобус, в котором она ехала, врезался трамвай.
Фрида выжила, но получила ужасные травмы: тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные ребра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо.
Один из железных обломков вагона насквозь проткнул Фриду, пройдя через живот. После очевидцы рассказали, что в автобусе кто-то вез пакет с сухой золотой краской. В момент столкновения пакет порвался, и золотой порошок покрыл окровавленное тело Фриды, из которого торчал кусок железа.
Три месяца она не вставала с постели, а потом девять месяцев носила корсет. Операции следовали одна за другой. Постоянными спутниками юной Фриды стали боль и физический дискомфорт.
«Боль – это не часть жизни, это и есть жизнь» ( Фрида Кало)
Врачи не верили в её выздоровление, но страстное желание жить, а так же любовь отца помогли ей выжить.
«Катастрофа многое определила в моей жизни: от живописи до умения любить. Для меня не существовало полутонов, я должна была получить все или ничего. Отсюда эта неутомимая жажда жизни, жажда любви». (Фрида Кало)
Мир Фриды начинался и заканчивался в стенах её комнаты, её спасением против боли и тоски стала живопись. Отец сделал для неё специальный подрамник, чтобы она смогла рисовать лежа, и прикрепил к нему зеркало, так она могла видеть окружающую её реальность. Однажды она сказала матери: «Мне есть ради чего жить. Ради живописи».
Она начала с небольших автопортретов, которые рисовала, глядя в зеркало.
«Автопортрет в бархатном платье» был первым. Она написала его для своего любимого – Алехандро Гомеса Ариаса, когда он уехал в Европу, а она восстанавливалась после аварии.
Ее работы были просты сюжетно и очень близки к наивному народному искусству. Часто она рисовала себя, потому что много времени проводила сама с собой в одиночестве, хорошо изучив собственное тело. Ее творчество уникально, а сам стиль живописи Фриды – произведение искусства.
В 1928 году Фрида знакомится со знаменитым мексиканским художником – монументалистом Диего Риверой. Будучи представлена художнику своей подругой актрисой Тиной Модотти, Фрида попросила Риверу оценить свои работы. «Нарисуйте что-нибудь», а я зайду и посмотрю. «Вы очень талантливы» - сказал Диего, посмотрев работы Фриды. Так начался их головокружительный роман. Он был старше на 21 год, очень некрасив, толст, друзья даже называли его толстопуз…но обладал невероятной харизмой и обаянием. Они поженились в августе 1929 года, всего через несколько месяцев после знакомства.
История их любви - это история бушующих страстей и душевных мук. Еще до свадьбы Фрида знала о многочисленных любовных похождениях Риверы, и все же согласилась на брак. Ривера и в браке с Фридой не прекращал своих похождений, постоянно изменяя жене. Она прощала мужа, понимая, что удержать Диего невозможно. Однако, одного романа все же не смогла простить. Когда Фрида узнала о связи Диего со своей сестрой Кристиной, ей казалось, что мир рухнул. «Маленькая царапина», как называл свою измену Ривера, глубоко ранила Фриду. Пара разъехалась в 1934 году, однако уже в 1935 году они опять воссоединились. Внутренние терзания, связанные с изменами мужа, Фрида изобразила в картине «Две Фриды». Здесь изображены две сущности Кало — та, которую любил Диего, в одном из традиционных мексиканских костюмов, и та, которую он отверг, одетая в свадебное платье в викторианском стиле. В руке одна держит детскую фотографию Диего, в то время как вторая пытается остановить кровотечение из сердца хирургическим зажимом.
Диего не скрывал своих измен и даже изображал любовниц на полотнах. Понимая, что Ривера никогда не будет принадлежать ей одной, Фрида тоже начала ему изменять. Известны ее романы с фотографом Николасом Мюреем, профессором института изящных искусств Игнасио Агирре, русским революционером Львом Троцким, американским скульптором японского происхождения Исаму Ногучи, с американской танцовщицей Джозефин Бейкер и каталонским художником Хозе Бартоли, которому она писала в 1946 году: « «Я не знаю, как писать любовные письма. Но я хочу сказать, что всё моё существо открыто для тебя. С тех пор как я в тебя влюбилась, всё перемешалось и наполнилось красотой... любовь, словно аромат, словно ток, словно дождь». 25 любовных писем, написанные с 1946 по 1949 год, которые она подписывала «Маара», а он – «Соня» никогда не публиковались. Он жили в разных городах, виделись крайне редко. После одной из встреч Фрида написала портрет «Дерево надежды».
Ривера знал о романах Фриды, но ревновал только к мужчинам. В 1939 году состоялся их официальный развод. Но через год, когда Фрида проходила лечение в Сан-Франциско, они поженились во второй раз. Правда теперь пара всегда жила порознь. Фрида выдвинула условия: у них не будет сексуальных отношений, финансовые дела они будут вести раздельно. Совместно будут оплачиваться только расходы по дому.
Трижды Фрида была беременна, но потеряла детей - дали знать о себе тяжелые увечья, полученные в аварии. Последний выкидыш был самым страшным. Этот момент изображен на картине «Госпиталь Генри Форда», написанной в 1932 году.
Все свои чувства художница изливала на полотно, живопись стала откровенным языком ее израненной души. А любовь она направила на своих племянников, цветы и животных, которые обитали в ее доме.
В 1942 году здоровье Фриды резко ухудшилось; прикованная к постели она начала вести дневник – сборник заметок, эскизов, зарисовок, стихов и гневных посланий своему искалеченному, непослушному телу. 170 страниц, которые теперь являются частью ее наследия. 40 лет документ пролежал в закрытом архиве мексиканского правительства, прежде чем его опубликовали. Имя Diego встречается в ее дневнике чаще других слов. Она мучается оттого, что не может найти слов, чтобы высказать ему все о своих чувствах оттого, что они невыразимы.
«ДИЕГО в моих устах в моем сердце в моем безумии в моем сне в промокательной бумаге в кончике пера в карандашах в пейзажах в еде в металле в воображении в болезнях в витринах в его уловках в его глазах в его устах в его лжи».
В 1943 году она становится преподавателем Школы живописи и скульптуры «Ла Эсмеральда», основанной в 1942 году. Боли в позвоночнике усиливались, она уже не могла стоять выпрямившись, и была вынуждена преподавать дома. Из всех учеников у нее осталось четыре самых преданных, которые приходили к Фриде домой.
В 1944 году для Фриды специально изготовили корсеты для поддержки позвоночника. Всего корсетов было 28 – один стальной, три кожаных и множество гипсовых, которые она расписывала кистью. Еще одна операция не дала результата, лишь добавила новые шрамы. В 1953 году положение художницы казалось безнадежным, но она не сдавалась: «Я не больна. Я разбита. Но я счастлива жить, пока могу рисовать»
Мировая слава настигла Фриду Кало в 1938-м, тогда в Нью-Йорке прошла первая выставка ее картин.
А 13 апреля 1953 года, наконец-то, состоялась первая персональная выставка в родной Мексике. В это время врачи уже запретили ей двигаться. Но Фрида все-таки пришла, вернее, приехала на специально сооруженном для нее ложе – кровати.
В августе того же года ей ампутировали правую ногу, чтобы остановить гангрену. И Фрида теряет самообладание, она чувствует себя подавленной и в состоянии глубокой депрессии совершает попытку самоубийства.
«Я надеюсь, что уход будет радостным и что я никогда сюда не вернусь» - написала Фрида в своем дневнике перед смертью.
В этот период она страдала от мучительной боли и могла работать только после приема сильных болеутоляющих, что сказалось и на качестве ее живописи.
«Да здравствует жизнь!» гласит надпись на последней картине Фриды Кало, написанной художницей за 8 дней до своего ухода из жизни.
Она умерла 13 июля 1954 года от воспаления легких. На следующий день ее кремировали, а урну с прахом поместили в старинную индейскую вазу, которая находится в ее родном голубом доме, ставшим музеем великой мексиканской художницы.
Она любила носить мужские костюмы, сниматься обнаженной, была экспрессивной, всю жизнь курила, ругалась матом, но обладала невероятной привлекательностью, сочетая в себе невинность с распущенностью. Она была символом свободы, она осталась символом несломленной жизни, символом любви!
"Viva la Vida", Фрида!
Автор - Марина Кочнева.
Понравилась статья? Подпишись.
Мой телеграм https://t.me/marinaproduct