До сих пор много споров о фильме "Единственная", снятом в далёкие семидесятые годы. И ничего удивительного - фильм, несомненно, очень яркий. И неоднозначный. Снят режиссёром Иосифом Хейфицем по рассказу Павла Нилина "Дурь".
И, на что я обратила внимание, когда смотрела фильм совсем недавно - в написании сценария участвовал сам автор рассказа, П.Нилин. Это важно.
Уж если в фильме много непонятного,на первый взгляд, то в, рассказе всё ещё круче... Складывается впечатление, что Нилин сознательно упрощает ситуацию, как бы подоходчивей объясняет, о чём написал...
В первый раз я смотрела фильм, когда он только вышел на экраны. Тогда мне он показался яркой картинкой непонятно о чём. А вот спустя более чем полвека - дело другое.
Посмотрите на два верхние кадра - как снято! Гениально! Ведь всё же понятно - понятно, почему рассказ называется "Дурь" - да потому, что Танюшка Фешева для Коли Касаткина - "Единственная"! Как, впрочем и он для неё - но ведь фильм не о ней. Он, как и рассказ - о мужчине ... А что выходит из этого нелепого развода - видно на этих двух кадрах наверху - когда Таня в чёрном платке, на похоронах своего счастья, смотрит на свадьбу своего любимого бывшего мужа Коленьки...
А новоиспечённый жених Коленька сидит возле своей суперневесты - правильной, воспитанной, образованной, красивой - не чета подавальщице Тане - да только нелюбимой... И правда , дурь и нелепость...
Плохая Таня, изменщица, семью позорила - так писали Николаю сестра и мать. Да и большинство зрителей, особенно мужчин согласны с этим. Уж женщина-то точно не должна себе такого позволять!
Не хочу героиню оправдывать - мне и самой это непонятно, но ведь все разные... Читала объяснения в православных источниках, почему мужчинам более простительны измены - в старину женщины были взаперти, дома, под присмотром сначала отца, а потом мужа, посему соблазнов у них было меньше, и легче им было уберечься от супружеских измен.
Но с Таней Фешевой совсем другой случай - она не взаперти - она официантка... Это Коля в армии "взаперти" - всё тут с ног на голову. И Таня, по словам её мужа -"женщина невозможной красоты", молоденькая, живущая без мужа, вероятно, три года (таким был срок службы до 1967 года), в самой гуще этих соблазнов... Ведь огромное количество солдатских невест не дожидаются своих парней из армии!
И Коля Касаткин понял. И простил - "что было, того уже нельзя изменить и надо жить дальше".
И, мне кажется, с этого момента и пошли фильм и рассказ по разным путям... В фильме Таня очевидно чувствует себя виноватой и просит прощения за "содеянное". В рассказе я этого не увидела. Коля и Таня даже не говорили об этом, и это, я думаю, Колина ошибка - всё же мужчина в семье он, а Таня - до кончиков ногтей женщина...
Коля простил молча, а Таня этого не поняла - видимо, решила, что и прощать было нечего. Кто её знает, кем она была воспитана, в какой семье выросла - может быть её мать тоже так жила, и это было для неё нормой...
В рассказе Коля застаёт жену с отвратительным Аркадием Емельяновичем, который даже лысину закрашивает, чтобы не бликовала и играет на гитаре "сюиты". Факт измены очевиден, бухгалтер-гитарист мерзко ухмыляется - уступил, мол, женскому капризу, вот и случилась такая "эмоция"...
Я очень пристрастно смотрела фильм, и там такой "эмоции" не обнаружила - Таня выскакивает за мужем из своего домишки вполне одетая...
Да и нет в фильме такого противного персонажа, как бухгалтер Аркадий Емельянович, а вместо него - музыкант Борис Ильич, непризнанный талант.
Конечно, разве может быть Владимир Высоцкий бухгалтером Аркадием Емельяновичем?! И когда Высоцкий, одинокий, неухоженный, в потёртых сандалетах и с холостяцкой авоськой на стуле ( несколько секунд объясняют всё - вот как ёмко снято) поёт Танюшке песню про волков - у неё слёзы на глазах!
Ах, чуткая музыкальная Танина душа! Не одна Танюшка была под гипнозом песен Высоцкого! И вдруг сам Высоцкий стал её целовать! А измены-то и не было - может быть, просто состояться не успела... Но ведь не было!
А тут тебе раз - и развод! Вот и это, наверное, и есть та самая дурь... Ведь было такое немыслимое счастье, яркое, солнечное, какое редко бывает и не повторяется:
А стало так:
В итоге - две загубленные человеческие жизни... Да и Наташе, второй жене Коли Касаткина, не позавидуешь - так и не получила она своё долгожданное женское счастье...
И фильм, и рассказ совсем не про Таню, в которую прилетело так много камней... Он про Колю. Ведь Николай простил жену, (это я про фильм), да не до конца, и ударило это не только по Тане, а ничуть не меньше и по нему самому. Всё же советы матери и сестры, видимо, стали той самой бабочкой на штанге... Голос сердца эта бабочка перевесила...
В рассказе сложнее - там трудно объяснить, почему Таня считает бухгалтера таким замечательным человеком и опять оказывается с ним в постели.
Однако и в такой ситуации, я полагаю, мужчина несёт ответственность за женщину и за семью - значит, надо применить "санкции" - запереть дома, увезти на Дальний восток, "навесить" на неё ораву детей...
Рассказ кончается тупиком, а в фильме конец оптимистичный и оставляет надежду, что жизнь и Коли и Тани наладится, и счастье ждёт их там, где восходит солнце - на Дальнем Востоке, вдали от бдительных очей родни и прошлых ошибок...