Относительно мало уделяется внимания у нас войне на Тихом океане 1941-1945 гг. В принципе, это понятно, так как основные бои Второй Мировой шли на европейском направлении, и наша страна в них участвовала самым непосредственным образом. А на Тихом океане СССР довелось повоевать немного и недолго, и в основном война в том регионе интересует американцев, а не наших любителей военной истории.
В общем, если говорить о воздушной войне на Тихом океане, то они были не менее напряженными, чем в Европе. И авиационная техника у японцев была не хуже, чем у немцев, только были у них две проблемы – невозможность выпуска достаточно большого количества самолетов и нехватка летного состава. В принципе, у немцев были те же проблемы, но у японцев они имели более широкий размах, включая и снижение качества производимой техники.
Но в целом самолеты у японских ВВС были неплохие, и особенно остриё этого рода войск – истребительная авиация, и особенно одномоторная. У японцев было 7 типов одномоторных истребителей, которые или прошли всю войну, или вступили в строй в процессе ее ведения до 1944 года. Но следует сказать, что императорские ВВС были поделены строго на две категории – авиация армии и авиация флота. И хоть для обоих ведомств самолеты разрабатывали часто одни и те же фирмы, но делали они совершенно разные модели, которые во флоте и в армии не пересекались.
Итак, начнем рассматривать армейские одномоторные истребители ВВС Японии, принявшие на себя основную тяжесть боев. Тут следует предупредить, что в некоторых частях применялись и старые типы истребителей, которым тоже довелось повоевать, и одним из них был Ки-27, но в данном исследовании мы их рассматривать не будем, потому что они достойны отдельного рассказа как первые чисто японские модели истребителей.
1). Ки-43 «Хаябуса» («Сапсан»). Американцы называли его «Оскар».
Самолет был разработан фирмой «Накадзима» в 1939 году, и принимал активное участие в войне вплоть до ее окончания в 1945-м. Всего было построено около 6 тысяч экземпляров множества модификаций. И хотя Ки-43 устарел уже к 1943 году, когда американцы стали вводить в строй новые типы истребителей, работы ему все равно доставалось очень много.
В первый год войны «Сапсан» превосходил практически все типы истребителей противников Японии по многим параметрам – маневренности, скорости, дальности полета, но уступал по вооружению и бронированию. Но он изначально создавался как самолет нападения, поэтому как только у него появились превосходящие противники, Ки-43 стали переводить на второстепенные театры военных действий, например, в Китай.
2). Ки-61 «Хиен» («Ласточка»), он же «Тони».
Этот истребитель фирмы «Кавасаки» пришел на смену Ки-43 в начале 1943 года и стал основным фронтовым истребителем японской армии до самого конца войны. Он превосходил «Хаябусу» в скорости более чем на 100 км/ч (680 км/ч) и в вооружении – кроме пулеметов в крылья монтировались м две 20-мм пушки. Однако самолет был тяжелее на полтонны и менее маневренным. Тем не менее это был отличный самолет, и его единственным недостатком была пониженная надежность двигателя водяного охлаждения. Всего было построено чуть боле 3 тысяч машин.
В 1945 году самолет переделали под мотор воздушного охлаждения и получили новый истребитель Ки-100, который на тот момент стал чуть ли не лучшим истребителем армии, хотя в максимальной скорости уступал «Ласточке» чуть ли не 100 км/ч. Однако вскоре война закончилась, и Ки-100 так и не успел толком повоевать. С февраля по конец войны было произведено всего 389 самолетов.
3). Ки-44 «Сёки» («Демон»), он же «Тодзио».
Этот самолет изначально проектировался специалистами «Накадзимы» как перехватчик бомбардировщиков, поэтому обладал очень низкой маневренностью, но очень высокой скоростью – более 600 км/ч. Вооружение также было солидным – 4 крупнокалиберных пулемета в базовых моделях и пушки в некоторых мелких сериях.
В бой истребитель вступил в самом конце 1941 года, и хоть его использование несло некоторые сложности, в руках опытных пилотов это было опасное оружие. На долю «Демона» приходится большинство потерь американских бомбардировщиков за время войны. Всего было построено 1220 экземпляров.
4). Ки-84 «Хаяте» («Буря»), он же «Фрэнк».
Еще один прекрасный проект «Накадзимы». Вступил в строй в самом конце 1943 года, и сразу же показал себя как превосходный многоцелевой самолет – и фронтовой истребитель, и высотный перехватчик, и штурмовик, и бомбардировщик, в том числе и пикирующий.
После войны американцы признали, что этот самолет превосходил все их аналогичные модели, включая прославленные «Мустанг» и «Корсар». Всего было построено 3,5 тысячи единиц, но производство все время тормозилось нехваткой двигателей, а те, что поступали на заводы, были все более и более низкого качества.
Кстати, Ки-84 был самым скоростным истребителем японцев – по прямой разгонялся до 700 км/ч, а в пикировании – более чем до 800.
Таким образом вы видим, что у японской армии было всего 4 типа одномоторных истребителей, которые привлекались для выполнения всех насущных боевых задач. Конечно, не менее значительный вклад в воздушных баталиях над Юго-Восточной Азией внесли и двухмоторные истребители Императорской армии, однако эти самолеты следует рассматривать в отдельном исследовании.