Найти тему

Экологическое мышление: так ли это важно?

Экологическое мышление — это понимание ценности каждого элемента живого мира вокруг и оценка своих действий с точки зрения возможных последствий для благополучия планеты.

В идеале, экологическое мышление предполагает баланс социальной составляющей человека и его понимания себя как неотъемлемой части природного естества и всей экосистемы. Когда-то фраза «человек – часть природы» звучала практически везде, к месту и не к месту. Сейчас, когда многие практически круглосуточно находятся в замкнутом пространстве либо в офисе, либо дома, либо в машине, но никак не на природе и даже не на улице, актуальность этого слогана может казаться преувеличенной.

Однако несколько отстраненный от природы образ жизни не отменяет того, что человеческий организм функционирует по своим биологическим законам.

Если осушать болота просто потому, что именно тут кому-то понадобился земельный участок, поворачивать реки вспять и сносить горные хребты, потому что здесь они чему-то мешают, не задумываясь о том, что они, возможно, зачем-то нужны в этой части планеты Земля и являются элементом целостной экосистемы, последствий тоже не избежать.

Если вы бросаете окурок на землю, вам до экологического мышления еще очень далеко, если в урну – это немножко лучше. Немножко потому, что лучше не курить совсем, и не потому, что курение вредит вашему здоровью, а потому, что оно ухудшает состояние воздуха и окружающей среды.

Глобальный тренд на экомышление задала шведская школьница Грета Тунберг. В 2019 году она выступила на саммите ООН по климату с очень эмоциональной, а местами даже дерзкой речью. Девочка обвинила мировых лидеров в опасном бездействии в вопросах экологии и призвала незамедлительно принять меры, чтобы сохранить планету для будущих поколений.

Для того, чтобы нам на смену пришло поколение экологически сознательных граждан, воспитание экологического мышления должно начинаться со школьной скамьи. И, нужно заметить, понимание этой необходимости наличествует. Так, согласно ФГОС ООО, уже в начальной школе детям нужно прививать основы экологического мышления.

В группы навыков, к которым относится экологическое мышление, входит соблюдение правил нравственного поведения в мире природы, норм сберегающего здоровье поведения и безопасного образа жизни. Детям уже в 1-4 классах должны рассказать о примерах экологически сообразных способов поведения на природе и в жизни.

Кроме того, до учащихся нужно донести понимание «физической основы и принципов действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, промышленных технологических процессов, их влияния на окружающую среду» с тем, чтобы школьники могли осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф.

Любые стандарты поведения, которые вы хотели бы привить детям, нужно соблюдать самим и демонстрировать их на практике. Изучение природы не только формирует экомышление, но и благотворно влияет на детское развитие:

  • Прогулки среди деревьев оздоравливают организм и укрепляют иммунитет за счет высокого содержания фитонцидов — природных веществ, обладающих антибактериальным действием.
  • Пребывание в природной среде развивает сенсорное восприятие и мелкую моторику. Ребенок изучает наощупь природные текстуры, сравнивает их, делает свои первые открытия.
  • Согласно исследованию, чем больше времени ребенок проводит на природе (и чем меньше у монитора), тем более стабильно его психическое равновесие.
  • За счет статичности природной среды улучшается концентрация внимания — даже гиперактивные дети на природе успокаиваются, становятся более сосредоточенными.

Школьников можно брать в походы и на экологические мероприятия. Или записать на курсы исследователей природы и осознанного потребления.

Эксперты экообразования научат:

  • разводить костер разными способами — даже без спичек;
  • ориентироваться по звездному небу и находить некоторые созвездия;
  • находить следы животных;
  • предсказывать погоду по природным явлениям;
  • ориентироваться по карте;
  • приготовить полезный перекус;
  • делать игрушки из природных материалов;
  • наблюдать за птицами.

Борьба за сохранение планеты кажется многим родителям чем-то героическим, посильным только мировым лидерам. Но начинается все с малого:

  • Сортировка мусора. Если заниматься полноценной сортировкой вам пока сложно, можно выбрать что-то одно: например, сдавать только бумагу, стекло или конкретный вид пластика.
  • Экономия воды. Закрыть кран во время чистки зубов совсем несложно. А ведь это поможет сэкономить до семи литров воды за один раз!
  • Участие в субботниках. Это и прогулка на свежем воздухе, и общение с людьми, и уход за местом, в котором вы живете.
  • Правильная утилизация батареек. Важно рассказать ребенку, что срок разложения батарейки до 100 лет, при этом, попав в экосистему, она будет выделять в среду ядовитые вещества. Ребенок может сам или с вашей помощью доставать из своих игрушек севшие батарейки и сдавать их в специальный ящик, например, в магазине. А лучше купить многоразовые аккумуляторы.
  • Использование многоразовой посуды. Вместо покупки воды в пластиковой бутылке купите ребенку многоразовую бутылку из стекла или прочной пластмассы с пометкой «bpa free».
  • Предпочтение натуральным материалам. Сегодня можно купить классные игрушки из природных материалов: дерева, ткани, натурального каучука. Играть с такими игрушками приятнее и полезнее, и к тому же они не наносят вред планете.

Экологическая статистика:

  • В 20 веке объем мирового производства увеличился в 20 раз.
  • Общий вес всех людей на планете Земля составляет 0,01% от веса всех остальных живых существ.
  • Человечество уничтожило 83% всех диких млекопитающих и почти 50% растений.
  • Человечество потребляет на 50% больше ресурсов, нежели способно восполнить.

Все это наглядно свидетельствует о том, что, так или иначе, будущим поколениям придется заняться экологией, даже в ущерб своим меркантильным интересам, просто для того, чтобы выжить. И, кстати, природоохранная сфера дает массу возможностей для реализации делового и творческого потенциала.

Топ-10 экологических профессий:

  1. Специалист по локальным системам энергосбережения.
  2. Проектировщик систем рекупации.
  3. Эколог-урбанист.
  4. Рециклинг-технолог.
  5. Экоаналитик в добывающих отраслях промышленности.
  6. Специалист по преодолению последствий экокатастроф.
  7. Экоаудитор.
  8. Энергоаудитор.
  9. Сити-фермер.
  10. Фермер-гидропоник.

Забота о природе — это не единоразовая акция, а образ жизни. И чем больше людей (и детей в том числе) будет включено в заботу об экологии сегодня, тем больше шансов оставить этот мир чистым для будущих поколений.

-2