Всем здравствуйте! Ваша семья пополнилась еще одним чудесным младенцем- это истинное счастье, но почему-то вместо радости мама огорчена и обеспокоена. Пока она была беременна и отсутствовала в период родовой деятельности, ее старший сын, которому от 2 до 3,5 лет внезапно перестал идти на контакт, он не хочет говорить. Как такое могло произойти, в чем причина? Заболеваний серьезных не было, стресса не было, мама с папой всегда рядом, да и речевые навыки ровно 9 месяцев назад только начали активно проявляться. Как вдруг что-то пошло не так и ребенок замолк.
Частая причина, о которой родители даже и не подозревают, заключается как раз-таки в новом члене семьи. Дети очень чувствительны к любым переменам, особенно в собственном доме. До 3 лет эмоциональная связь с мамой очень сильна, поэтому ребенок желает:
- Всегда быть на первом месте
- Всегда быть вовремя услышанным
- Всегда получать желаемое
- Всегда иметь доступ к маминым и папиным обьятиям.
Что такое период беременности? Это и токсикоз, головная боль, и слабость, и апатия, и невозможность быстро передвигаться, а старшему братику или сестричке бег и активная подвижность очень необходима как для физического развития, так и интеллектуального развития. И представьте себе картину, когда ребенок вдруг все чаще и чаще получает отказ от предложения "Мам, поиграй со мной", "Мам, пойдем побегаем", "Мам, покатай меня", "Мам, почитай". А маме совсем не до этого, так как новая беременность отнимает очень много сил, энергии и здоровья.
Запрет на стресс. Все мы знаем, что беременным женщинам нельзя волноваться, поддаваться панике и перетруждаться, поэтому все развивающие занятия со старшим ребенком с каждым разом проходят все хуже и хуже, ребенок убегает, а мама не стремится его уговаривать, иначе поднимется давление, ребенок кричит- мама уходит или просит папу помочь разобраться с возникшей ситуацией. И так день за днем ребенок отдаляется от прежней мамы, которая все свое свободное время дарила ему. С теперь наступил новый этап в жизни- родился новый малыш. Мама его целует, обнимает, носит на руках, дает игрушки, которые принадлежат старшему, или чаще балует новыми, не давая рассмотреть и предварительно тоже поиграть с ними. Мама и папа говорят "Я тебя люблю, солнышко" не только старшему ребенку, а "кому-то другому". Как так? А я? Эти вопросы возникают у ребенка мгновенно, в данный момент он переживает стресс и боязнь, что родители больше его не любят, они нашли другого малыша и теперь все свободное время отдают ему. Он еще не понимает , кто такой братик или сестричка, когда мама настойчиво просит подойти и погладить "Смотри, это твой братик, правда он чудесный?" В мыслях у ребенка одно- почему он здесь, и чем я вас не устраивал, он чужой, и играть я с ним не хочу. Ревность, обида, страх потерять любовь родных людей приводит к тому, что:
1. Ребенок становится неуправляемым
2. Ребенок не желает заниматься
3. Ребенок неусидчивый и невнимательный
4. У ребенка включается речевой негативизм, он больше не желает радовать окружающих своими словами. Он закрывается
5. Ребенок становится капризным, может ударить любого из членов семьи, хотя раньше таких действий никогда не совершал.
6. Ребенок становится замкнутым и часто задумчивым.
Как наладить отношения с ребенком и помочь вновь заговорить?
- Никогда не отворачивайтесь и не убегайте от просьб своего малыша. Приведу пример, ребенок просит маму нарисовать ему лошадку, мама начинает выполнять пожелание , но вдруг слышит плач новорожденного и туи же без объяснения причины, уходит. В лучшем случае она возвращается с малышом на руках и просит подождать, в худшем забывает о просьбе и остается в другой комнате.
- Никогда не произносите таких фраз "Ты мой самый красивый, самый любимый, самый дорогой". Подобные слова ранят старших детей, которые думают о том, что они вам безразличны, и что прилагательное "самый" к ним совершенно не относится. А ведь мы все знаем, что наши дети- самые лучшие, все они.
- Продолжаем заниматься с ребенком развивашками и запуском, развитием речи, но для этой цели стараемся выбирать подходящее время и место, чтобы ничего не отвлекало вас от столь важного процесса. Ребенку будет приятно оказаться с мамой наедине, подальше от шума младшего. Попросите папу или других членов семьи прикрыть вас, пока длится занятие.
- Не прячьте игрушки младенца. Позволяйте старшему ребенку включаться в игру. Он пока еще мал, чтобы понять, как правильно нужно играть с таким крохой, ведь совсем недавно был таким же, но ощущая доверие взрослых, следуя вашим советам, с радостью научится правильно и аккуратно контактировать с братиком или сестричкой. Постепенно эти игры и общение перерастут в привязанность и желание во всем помогать родителям.
- Повысьте ребенка в своих и его глазах, когда будете произносить фразу "ты старший". Именно старший, а не взрослый. Ребенку приятно ощущать себя немножечко выше, он сам начинает осознавать свою важную роль. "Сынок, ты-старший брат, ты такой молодец, уже так много знаешь и умеешь, а твой братик еще совсем маленький, помоги ему достать игрушку", "Малыш расстроился, давай поможем ему и поднимем настроение? Ты старший братик, столько стихов знаешь, расскажешь ему?".
- Больше хвалим, меньше ищем причин для "кнута". Старайтесь в течение дня хвалить вашего старшего ребенка, особенно если его возраст приближается к важной отметке 3 года. В этом возрасте происходит кризис, тот самый, когда родители считают, что ребенка подменили или сглазили, хотя это нормально протекающий процесс взросления.
- Обнимайте и целуйте чаще старшего ребенка. Он уже большой и не помещается на руках? Тогда присядьте рядом, положите его голову себе на колени и расскажите стихи, спойте песню, погладьте и напомните о том, как сильно вы его любите. Положительные эмоции творят чудеса!
Не теряйте связь со своими старшими детьми, дайте им понять, что не смотря на появление младенца, он по-прежнему ваш любимый, прекрасный ребенок, с которым вы хотите играть, гулять, веселить и постоянно радовать теплыми и нежными обьятиями.