Памяти моей мамы и отчима посвящается
Когда Рая пришла в бригаду, Алексей сразу её узнал. И вспомнил, как среди толпы малолетних девчонок, глазевших на проводы их, шестерых станичников, на службу в армию, увидел высокую черноволосую кудрявую девчушку. "Боже, какое кудлатое чудо", - подумал он тогда. Ей было лет четырнадцать. Он запомнил её, и почему-то запала она ему в сердце. Мечтал, пока отслужит в армии, девчушка подрастёт, невестой будет...
Но служба растянулась на долгие семь лет, потому что случилась война. А когда вернулся, девушка эта уже была замужней женщиной, и у неё подрастал сынок. Но всегда, когда ему доводилось встретиться с ней, у него учащённо билось сердце и, робея, он не смел даже посмотреть на неё. А ему так хотелось хотя бы просто постоять рядом, не спеша полюбоваться ею.
Когда он уходил в армию, у него не было невесты. А теперь, когда вернулся, то и думать ни о ком не мог, только о своей "кудлаечке" - так прозвал её Алексей в своих мыслях.
Он рано осиротел. Отец погиб в гражданскую войну, а матери не стало, когда ему не было и десяти лет. Жил он у сестры, которая была старше на десять лет, и которая была ему за мать. Сестра настаивала, чтобы он обзаводился семьёй.
-Пора, Лёша, тебе уже за 27 перевалило. Сколько девчат в станице! Мужиков нет. Любой за счастье выйти замуж. Неужели никто тебе не нравится?
-Никто, - коротко отвечал Алексей.
-Ну, тогда я сама тебя сосватаю.
И сосватала. Это была сестра её подруги. Старше Алексея на два года и, к тому же, нездоровая. В голодный тридцать третий год так случилось, что повара в колхозе сварили кашу из протравленного зерна. Пострадали все, кто ел ту кашу. Кто-то умер сразу, кого-то парализовало, и они ещё некоторое время пожили в муках. А несколько человек выжили, но отрава, засевшая в организме, постепенно их убивала. Вот Марфуша и была из них. "
Работала она на ферме учётчицей. Поскольку Алексею было всё равно, то он и согласился на этот брак. Марфуша была тихой, кроткой, болезненной. Никогда ни в чём ему не перечила, так что жили они в мире и согласии. Вот только не было у них детей. Но и это Алексея как-то не очень расстраивало. Нет, ему, конечно, хотелось иметь детей, но что поделать, если не дал Господь. И только, когда он встречал свою "кудлаечку", настроение поднималось, и жизнь уже не казалась такой унылой и безрадостной. А у Раи уже появилась и дочь. Ах, как он завидовал её мужу, как проклинал войну, задержавшую его почти на пять лет! Но и то счастье, что всю её прошёл, ранения имел, но вернулся живой. А только радости от этого не было.
Вскоре он узнал, что его "кудлаечка" выехала из станицы в краевой центр. Ну, теперь, как говорится, с глаз долой, из сердца вон. Иногда вспоминал, иногда снилась она ему, и тогда он целый день пребывал в какой-то сладкой истоме.
Прошли годы, и вот он видит её в бригаде. Узнал, что вернулась она с тремя детками, что муж там, в городе, распился, разгулялся, и она с ним развелась. Вернулась к матери, и пришла к ним в бригаду рядовой работницей. В бригаде только и разговоров было, что о ней. Какая она несчастная, как ей тяжело, какая она умница, и какие мужики бывают подлецы. Все старались ей как-то помочь. Вскоре колхоз направил её на учёбу, и через год она вернулась в их полеводческую бригаду учётчицей. А через полгода была назначена бригадиром.
Алексей всё так же работал разнорабочим. Вообще-то он был трактористом по профессии, но после войны ранения уже не позволили ему сесть за трактор. Лишь изредка мог подменить кого при крайней необходимости. И всё так же он робел перед своей "кудлаечкой". Да теперь, пожалуй, ещё больше. Ведь она тепреь начальница.
Его Марфуша уже очень болела. Больше времени находилась в больнице, чем дома. А потом и совсем слегла. Врачи уже ничем не могли помочь. На Алексее лежали заботы не только по уходу за лежачей женой, но и все бытовые тяготы. Он и стирал, и есть готовил, и в доме убирался, и за огородом и живностью ухаживал и, конечно, работал. О "кудлаечке" своей он уже не мечтал, как когда-то. Да и времени не было предаваться мечтам. И Рая уже не работала в бригаде. Её перебросили на птицеферму поднимать колхозное птицеводство.
Прошло ещё несколько лет. У Алексея умерла жена, а у Раи выросли дети. Недавно младшая дочь вышла замуж. И вот у Алексея родилась дерзкая мысль. Долго он обдумывал и вынашивал план, долго сомневался. "Не пара я ей, не пара. Она умная образованная, а у меня четыре класса и курсы трактористов. Да и выше меня она ростом. Куда мне?". Прошёл год прежде чем он решился всё-таки предложить ей руку и сердце. "Что ж, - думал он. - если откажет, значит, не судьба, успокоюсь. А не рискну, так всю жизнь и буду мучиться от неизвестности". Ему только что исполнилось пятьдесят лет.
Встретив в выходной день на рынке её маму, он знал её, как всех знают в станице, обратился к ней.
-Андреевна, у меня к вам есть очень серьёзный разговор.
-О чём же? - спросила Андреевна. Она тоже знала его, и знала, что полтора года назад он похоронил жену. Но о чём он мог с ней говорить, даже не догадывалась.
-Скажите, а у Раи никого нет? Она так и живёт с вами одна? - уточнил он.
-Одна, дети повырастали, разъехались, вдвоём мы остались, - отвечала Андреевна, всё ещё не понимая, к чему он клонит.
-Андреевна, узнайте, пожалуйста, не согласится ли она выйти за меня замуж?
Андреевна смотрела на него и думала: эко, куда тебя занесло, однако. К ней "орлы" сватались, да отказывала, а ты куда? На голову ниже неё и туда же.
Она, конечно, преувеличивала насчёт разницы в росте, но факт есть факт. Однако пообещала поговорить с дочерью. Договорились через неделю встретиться здесь же.
Андреевна рассказала Рае о разговоре с Алексеем. И, на удивление, Рая не подняла его на смех, как ожидала мать, а сказала:
-Ты знаешь, мама, мне кажется, он меня любит давно, ещё как только с войны вернулся. Я видела, как он избегал меня, как украдкой смотрел, знаю, что через женщин передавал молоко, когда я вернулась, и нам было очень тяжело. Но никогда не разговаривал со мной. И даже когда мне приходилось обращаться к нему по работе, видела, как он краснел, и старался не смотреть на меня. Передай ему, что я согласна выйти за него замуж. Пусть приходит в гости.
И не было тогда счастливее Алексея человека на земле!
#пролюбовь #рассказолюбви #выстраданноесчастье #еслибневойна #невыдуманнаяистория