Если честно, читаю сейчас мало. Некогда. Основную часть времени провожу в саду. К тому же лето – пора гостей. И Дзен – тоже отвлекает от чтения. А ещё планшет и телефон - те ещё пожиратели времени. Не нравится мне эта ситуация. Наверное, можно выделить больше времени на чтение. Просто надо быть более организованной. Беда у меня с этим.
В июне прочитала небольшую повесть Джоанн Харрис «Ежевичное вино». С этим автором я уже встречалась. Читала её «Шоколад». Понравилось. Обе книги часто упоминаются в рейтинговых списках типа «Лучшие книги для..». Поэтому скачала.
Книга оказалась мне близкой и понятной, как близка и понятна история главного героя, который променял городскую суету на сельскую жизнь. Очень вкусно описываются садовые хлопоты, мелькают названия растений, и даже погода здесь действующее лицо.
Интересно, что текст ведётся от имени вина, изготовленного когда-то одним чудаком, любителем огородных грядок. Главный герой знакомится с ним в детстве, и их встреча оказывается судьбоносной.
Это книга конечно не про семена и всходы, хотя об этом в ней строк немало. Это книга о детских воспоминаниях, о дружбе, о верности своему внутреннему ребёнку, который живёт в каждом из нас. И, раз здесь всё завязано на детских впечатлениях, то, конечно, есть в книге и немного волшебства. Только волшебство это связано не с цирковыми чудесами, а с магией самой природы.
Автор пытается вытащить нас из мира компьютеров, машин и умных станков на земляную грядку, к виноградной лозе, к розовой клумбе. И показать удивительные грани этого приземлённого, а я бы сказала – земного мира. Вернуть смысл жизни и гармонию, утерянные в современной городской обыденности.
Чем книга понравилась? Во-первых, трогательным описанием зарождения дружбы ребёнка и взрослого чудака. Я заметила, что подобный сюжет используется большинством авторов и всегда оказывается беспроигрышным. Все мы из детства. И всем хочется снова побыть ребёнком.
Во-вторых, идея кардинальной перемены жизни, которая пронизывает всю книгу, мне близка, и поэтому интересна. Я ведь тоже как главный герой три года назад поменяла всё.
В-третьих, одним из героев книги является сад как таковой. Ну, тут без комментариев. Приведу например одну фразу:
«— Чтоб они росли, надо с ними говорить. И щекотать, — добавил он, указывая на длинную палку, прислоненную к голой стене. На конце палки болтался кроличий хвостик. — Это моя палка-щекоталка, ясно? Помидорки ужасно боятся щекотки.»
И ещё одно высказывание:
«Дом - там, где твое сердце… Там, где твое искусство».
Садоводство и огородничество автор называет искусством! А я согласна!
Есть в книге ещё одна мудрая мысль, которая лейтмотивом проходит по страницам. Я её для себя сформулировала так: "Всё проходит, и надо успевать прощать и прощаться, надо успевать сближаться и дружить".
Чего мне не хватило в книге? На мой взгляд, главный герой выписан не чётко. В отличие от его взрослого друга. Это персонаж получился колоритнее.
И ещё, некоторая недосказанность в сюжетных линиях, которая обычно придаёт книге особый шарм, здесь показалась мне банальной недоработкой автора.
Ну и язык книги. Он хорош! Монологи вина – замечательные. Но! Так уж получилось, что параллельно с этой книгой я перед сном почитывала Дину Рубину. Не повезло Джоанн Харисс. На фоне цветастости прекрасного русского языка Рубиной многим не повезёт… Хотя здесь сравнение не корректно, всё таки Рубина пишет на своём языке, а Харисс мы читаем в переводе.
Моя оценка твёрдая четвёрка. Хотя, многие читатели, судя по отзывам, просто без ума от этой книги.
Кому бы я порекомендовала эту книгу.
Всем, у кого есть дачи. Вы убедитесь, что дачная жизнь, это не просто работа, а творчество.
Всем, кто занимается виноделием. Вы узнаете, что вы не ремесленник, а творец. И что у вина есть душа.
Всем, кого достала сковывающая атмосфера мегаполиса. Вы поймаете себя на том, что с удовольствием читаете названия семян.
Всем, кому хочется лёгкого, незатейливого чтива, и, конечно, интриги. Вы её получите. И в то же время, отдохнёте от будней.
Ну и напоследок несколько цитат из книги:
Про сад:
«Работа в саду прочищает мозги"
«Будешь часто совать руку в осиное гнездо и тебя укусят. Даже волшебство тут не поможет. Даже волшебство не идет против природы. Иногда волшебству надо подсобить… Дать ему что-нибудь полезное. Шанс сработать. Надо создать волшебству подходящие условия»
«Вино говорит. Это общеизвестно. Оглядитесь. Спросите уличного оракула, незваного гостя на свадебном пиру, юродивого. Оно говорит. Оно чревовещает. У него миллион голосов. Оно развязывает язык, выбалтывая тайны, которые вы не собирались выдавать, тайны, которых вы знать не знали. Оно кричит, разглагольствует, шепчет. Оно говорит о великих вещах, о гениальных планах, трагических страстях и ужасных предательствах. Оно хохочет до упаду. Оно тихонько хихикает себе под нос. Оно рыдает при виде собственного отражения. Оно вытаскивает на свет летние дни, давно минувшие, и воспоминания, крепко забытые.»
Про жизнь:
«…Люди пускаются в путь. Люди хотят найти себя - или потерять, кому что.»
«…В двадцать один так хочешь найти любовь, что видишь её в лице каждого чужака...»
«…Много узнаешь, путешествуя, если глаза не закрывать»
«…Пусть все будет как есть – очередное повседневное чудо»
«…Даже самый скучный и неинтересный герой ... станет больше похож на человека, если подарить ему любимое существо. Ребёнка, возлюбленного или хотя бы собаку.»
«…Джей быстро понял, что если мыть руки перед едой и делать вид, будто слушаешь все, что тебе говорят, то можно наслаждаться неограниченной свободой.»
«…Прошлое - это остров, окруженный временем.»
«Если чего хочешь по-настоящему, рано или поздно получишь»
«… Иногда это происходит случайно. После долгих лет ожидания - правильного порядка планет, судьбоносной встречи, внезапного порыва вдохновения - нужные обстоятельства возникают сами собой, украдкой, без фанфар и предупреждения. Джей полагает это судьбой. Джо называл это волшебством.»
Ещё мне как автору канала понравилась фраза:
«Вы пишете не потому, что кто-то дает задания! Вы пишете потому, что не можете не писать, или потому, что надеетесь – вас кто-то услышит, или чтобы починить то, что внутри вас сломалось, или вернуть что-то к жизни…».
Спасибо, что со мной.