Найти тему
Гаражбатя

Раньше никогда не мыл радиаторы, а теперь всем советую. Мойте их хотя бы раз в год, рассказываю для чего

За время владения различными автомобилями никогда не сталкивался с вопросом наружной мойки радиаторов. Лично я, как и многие другие автовладельцы, лишь слышал об этом вскользь, видел какие-то отчеты в интернете.

А как только зимний период сменяется потеплением, а затем и лето приходит, то вокруг многие любители ухаживать за своим авто поголовно моют радиаторы на своих автомобилях. На банальный вопрос: "А, собственно для чего и зачем?", ответ следует вполне логичный: "Как зачем? Чтобы движок не закипел".

Но углубляясь в тему, находишь немало других плюсов у данной процедуры. И раз уж я упомянул, что раньше ни разу радиаторы не мыл, а теперь всем вокруг стал советовать, стоит подробнее пояснить для чего это нужно.

Как вы уже поняли, речь идет только о наружной их мойке и делается это не только для того, чтобы не закипела охлаждающая жидкость в жару. Давайте разбираться по пунктам.

Радиатор состоит из ряда алюминиевых трубок, выстроенных в один ряд, соединенных между собой пакетом алюминиевых пластин - тех самых сот.
Поскольку автомобили мы используем далеко не в идеально чистых условиях, со временем в эти самые соты набивается все то, что летит на переднюю часть автомобиля. Так или иначе на радиаторах осаждается что угодно: от частиц пыли и песка, до насекомых, сухой травы и тополиного пуха.

На моем автомобиле "шубы" из пуха было не так много, но все же она присутствовала
На моем автомобиле "шубы" из пуха было не так много, но все же она присутствовала

Не сложно догадаться, что все это заметно снижает производительность и теплоотводящие свойства материалов, из которых сделаны радиаторы. Вентиляторы начинают работать на износ, температура двигателя растет, особенно в жару в пробках. Но так ли это страшно для современного автомобиля?

Раз вентиляторы работают, а машина не закипает, значит все в норме, "чего же тогда мыть то, радиаторы эти?".

На большинстве авто за бампером уже давно стоит не один радиатор, а целая кассета из 2-3 радиаторов. Поэтому просто "пробить керхером" на мойке радиаторы не получится, такая мойка будет практически бесполезна. В моем автомобиле радиатора целых 3, и первый из них радиатор кондиционера.

Он принимает на себя "удар" от всего летящего в "морду" автомобиля. Забитые соты радиатора кондиционера не дают нормально функционировать кондиционеру (а все мы хотим, чтобы в машине была комфортная температура даже в зной), но что куда более важно - такой радиатор не пропускает через себя достаточное количество воздуха. Набегающего потока уже не хватает для охлаждения следующих радиаторов.

Даже по фото видно, что ему нехило досталось от реагентов, моек и потока воздуха. За 14 лет многие соты все-таки замялись.
Даже по фото видно, что ему нехило досталось от реагентов, моек и потока воздуха. За 14 лет многие соты все-таки замялись.

Следующий по порядку радиатор, который служит для охлаждения наддувочного воздуха, - интеркулер. И если соты в нем не так уж сильно и забиваются, как в первом радиаторе, то пыль толстым слоем все еще прилипает к сотам, не давая ему нормально охлаждаться.

Чем это чревато - снижением эффективности в работе двигателя, возрастанию расхода топлива. Чем холоднее поступающий в камеру сгорания воздух, тем он более плотный, а значит его поступает куда больше. Это увеличивает и мощность двигателя и его крутящий момент.
Поэтому в жару многие турбированные моторы "плохо едут" и не так активно набирают обороты.

Даже не смотря на то, что интеркулер просматривается насквозь, прочный слой пыли обволакивает его соты со всех сторон
Даже не смотря на то, что интеркулер просматривается насквозь, прочный слой пыли обволакивает его соты со всех сторон

Итак, третий и самый главный - основной радиатор охлаждающей жидкости. Мы уже выяснили, что при исправной охлаждающей системе (когда безошибочно функционируют вентиляторы охлаждения, вовремя открывается термостат, а помпа гоняет ОЖ по системе) риск перегрева современной машины невелик.

Но есть еще одно интересное условие - на многих современных двигателях используются теплообменники. Служат они для обмена теплом между техническими жидкостями, в частности для того, чтобы моторное масло в двигателе не перегревалось, а отдавало свое тепло охлаждающей жидкости.

Кстати говоря, теплообменник представляет собой небольшой радиатор из многих слоев пластин. Периодически его так же рекомендуется мыть внутри и снаружи
Кстати говоря, теплообменник представляет собой небольшой радиатор из многих слоев пластин. Периодически его так же рекомендуется мыть внутри и снаружи

Само собой, такое решение - это дополнительная нагрузка на систему охлаждения. Прибавив ко всему этому раскаленную турбину, которая охлаждается все тем же антифризом. А еще на моем автомобиле на АКПП стоит дополнительный теплообменник для охлаждения трансмиссионной жидкости и, повторюсь, все это помогает охлаждать тот самый антифриз, бегущий по основному радиатору.

А уж если все это дополнительно "добро" не будет эффективно охлаждаться, можно столкнуться со следующими проблемами:

  • ускоренная деградация моторного масла в двигателе, что приведет к накоплению отложений и золы на всех парах трения в двигателе и его ресурс никак не увеличит.
  • при повышении масла двигателя, его текучесть увеличивается, а эффективность его работы заметно снижается, поэтому турбине, если она есть, лучше от такого тепла не становится.
  • ну и вишенка на торте - АКПП, для трансмиссионного масла крайне нежелателен перегрев, а такое на высоконагруженных авто по типу кроссоверов или крупных седанов тоже не есть хорошо.

Лично я давно решился на это дело и на днях, с большим опозданием, все же помыл радиаторы. Делать это лучше всего по весне, когда жара и высокая температура еще не наступили, перед летним сезоном.

Еще один плюс мойки радиаторов - эстетическое удовольствие и спокойствие за систему охлаждения
Еще один плюс мойки радиаторов - эстетическое удовольствие и спокойствие за систему охлаждения

О частоте такой процедуры можно так же спорить бесконечно, но рекомендуется мыть радиаторы хотя бы раз в год. В более жарком и сухом климате повторять эту процедуру следует почаще.
Мыть кассету радиаторов через фальш-решетку радиатора мойкой высокого давления лично я не советую, можно запросто испортить радиаторы, да и промыть таким способом качественно ничего не получится - все останется на дальних радиаторах.

В ближайшее время обязательно расскажу о том, как самостоятельно помыть радиаторы и ничего не испортить. Поэтому подписывайтесь на канал и не забывайте оставлять свое мнение на эту тему в комментариях, будет интересно почитать.

Спасибо за внимание.