За время владения различными автомобилями никогда не сталкивался с вопросом наружной мойки радиаторов. Лично я, как и многие другие автовладельцы, лишь слышал об этом вскользь, видел какие-то отчеты в интернете.
А как только зимний период сменяется потеплением, а затем и лето приходит, то вокруг многие любители ухаживать за своим авто поголовно моют радиаторы на своих автомобилях. На банальный вопрос: "А, собственно для чего и зачем?", ответ следует вполне логичный: "Как зачем? Чтобы движок не закипел".
Но углубляясь в тему, находишь немало других плюсов у данной процедуры. И раз уж я упомянул, что раньше ни разу радиаторы не мыл, а теперь всем вокруг стал советовать, стоит подробнее пояснить для чего это нужно.
Как вы уже поняли, речь идет только о наружной их мойке и делается это не только для того, чтобы не закипела охлаждающая жидкость в жару. Давайте разбираться по пунктам.
Радиатор состоит из ряда алюминиевых трубок, выстроенных в один ряд, соединенных между собой пакетом алюминиевых пластин - тех самых сот.
Поскольку автомобили мы используем далеко не в идеально чистых условиях, со временем в эти самые соты набивается все то, что летит на переднюю часть автомобиля. Так или иначе на радиаторах осаждается что угодно: от частиц пыли и песка, до насекомых, сухой травы и тополиного пуха.
Не сложно догадаться, что все это заметно снижает производительность и теплоотводящие свойства материалов, из которых сделаны радиаторы. Вентиляторы начинают работать на износ, температура двигателя растет, особенно в жару в пробках. Но так ли это страшно для современного автомобиля?
Раз вентиляторы работают, а машина не закипает, значит все в норме, "чего же тогда мыть то, радиаторы эти?".
На большинстве авто за бампером уже давно стоит не один радиатор, а целая кассета из 2-3 радиаторов. Поэтому просто "пробить керхером" на мойке радиаторы не получится, такая мойка будет практически бесполезна. В моем автомобиле радиатора целых 3, и первый из них радиатор кондиционера.
Он принимает на себя "удар" от всего летящего в "морду" автомобиля. Забитые соты радиатора кондиционера не дают нормально функционировать кондиционеру (а все мы хотим, чтобы в машине была комфортная температура даже в зной), но что куда более важно - такой радиатор не пропускает через себя достаточное количество воздуха. Набегающего потока уже не хватает для охлаждения следующих радиаторов.
Следующий по порядку радиатор, который служит для охлаждения наддувочного воздуха, - интеркулер. И если соты в нем не так уж сильно и забиваются, как в первом радиаторе, то пыль толстым слоем все еще прилипает к сотам, не давая ему нормально охлаждаться.
Чем это чревато - снижением эффективности в работе двигателя, возрастанию расхода топлива. Чем холоднее поступающий в камеру сгорания воздух, тем он более плотный, а значит его поступает куда больше. Это увеличивает и мощность двигателя и его крутящий момент.
Поэтому в жару многие турбированные моторы "плохо едут" и не так активно набирают обороты.
Итак, третий и самый главный - основной радиатор охлаждающей жидкости. Мы уже выяснили, что при исправной охлаждающей системе (когда безошибочно функционируют вентиляторы охлаждения, вовремя открывается термостат, а помпа гоняет ОЖ по системе) риск перегрева современной машины невелик.
Но есть еще одно интересное условие - на многих современных двигателях используются теплообменники. Служат они для обмена теплом между техническими жидкостями, в частности для того, чтобы моторное масло в двигателе не перегревалось, а отдавало свое тепло охлаждающей жидкости.
Само собой, такое решение - это дополнительная нагрузка на систему охлаждения. Прибавив ко всему этому раскаленную турбину, которая охлаждается все тем же антифризом. А еще на моем автомобиле на АКПП стоит дополнительный теплообменник для охлаждения трансмиссионной жидкости и, повторюсь, все это помогает охлаждать тот самый антифриз, бегущий по основному радиатору.
А уж если все это дополнительно "добро" не будет эффективно охлаждаться, можно столкнуться со следующими проблемами:
- ускоренная деградация моторного масла в двигателе, что приведет к накоплению отложений и золы на всех парах трения в двигателе и его ресурс никак не увеличит.
- при повышении масла двигателя, его текучесть увеличивается, а эффективность его работы заметно снижается, поэтому турбине, если она есть, лучше от такого тепла не становится.
- ну и вишенка на торте - АКПП, для трансмиссионного масла крайне нежелателен перегрев, а такое на высоконагруженных авто по типу кроссоверов или крупных седанов тоже не есть хорошо.
Лично я давно решился на это дело и на днях, с большим опозданием, все же помыл радиаторы. Делать это лучше всего по весне, когда жара и высокая температура еще не наступили, перед летним сезоном.
О частоте такой процедуры можно так же спорить бесконечно, но рекомендуется мыть радиаторы хотя бы раз в год. В более жарком и сухом климате повторять эту процедуру следует почаще.
Мыть кассету радиаторов через фальш-решетку радиатора мойкой высокого давления лично я не советую, можно запросто испортить радиаторы, да и промыть таким способом качественно ничего не получится - все останется на дальних радиаторах.
В ближайшее время обязательно расскажу о том, как самостоятельно помыть радиаторы и ничего не испортить. Поэтому подписывайтесь на канал и не забывайте оставлять свое мнение на эту тему в комментариях, будет интересно почитать.