В очередной экскурсии по Орлу, была затронута история женского монастыря. Углубившись дальше, нашла удивительную историю подвижницы 19 века. Кратко о ней расскажу, т.к. это важнейшая часть существования обители.
Введенский Орловский женский монастырь. Был заложен у реки Орлик в 1686г. На месте сгоревшего храма.
1843 году место монастыря поменялось. Решение вынес пожар, который уничтожил обитель и 200 насельниц остались без крова. Новым местом стала улица Большая Курская или 1-я Курская. У местного торжка в Христо-Рождественской церкви. Это была окраина города, тихое и уединенное местечко, где он находится и по сей день.
Но мы сейчас вернемся в прежние времена, на берег Орлика.
С 1821 -1845г настоятельницей обители была назначена монахиня Серафима.
Варвара Михаиловна Соковникова, так ее звали в миру, была из обеспеченной боголюбивой семьи. Однажды она убежала в монастырь, ее вернули, но вскоре вновь ушла в Троицкую Севскую обитель. Духовно окормляли этот монастырь опытные монахи из Площанской пустыни.
В Севском монастыре была одна старица строгого образа жизни, вот к ней на послушание и попала Варвара.
В 23 года, когда девушка предположила уйти обратно в мир, с помыслом, что спасаться можно везде. Мудрая наставница Ксанфия остановила ее пыл, предложением о постриге, взяв всю ответственность не соблюдения обетов Варварой на себя.
Так Варвара и стала матушкой Серафимой. В 19 веке она была из числа тех, кто смог взять на себя подвиг затворничества на 22 года. Владыка Севский и Орловский Иона дал ей послушание стать игуменьей Орловского монастыря.
Подвиг она свой несла разумно, хотя и строго. Не кричала, не злобилась, говорила мало и по делу. В келии находились иконы и кресло для отдыха.
Завидовали в городе тем, кто в ее правление был рядом. Обитель расцвела, помощь бедным и правильное духовное окормление своих послушниц, переплетающаяся с безграничной любовью.
1837г келью игуменьи Варвары посещала супруга Николая I.
Есть история девочки сироты, которая выросла под ее руководством. Воспитанная, граммотная дама, которая вышла из стен Орловского женского монастыря, стала завидной невестой, с дворянскими манерами и знанием различных языков.
Когда игуменья Серафима умерла ее останки захоронили под храм Тихвинской иконы Божией Матери.
После всех разорений обители, именно этот храм уцелел! Единственный!
О канонизации игуменьи уже велась речь в высших церковных кругах.
Вот под таким мудрым руководством игуменьи Серафимы, Введенский женский монастырь расцвел уже и на новом месте. Обитель знали даже за границей Российского государства. Рукоделия золотошвеек и вышивальщиц раскупались на ура!
В послушание старались отдать детей не только из бедных семей, но и из дворянских. При монастыре была открыта Свято-Ольгинская школа, здание ее сохранилось.
Из обучаемых девиц выходили благородные невесты. (По примеру той девочки, что описывалась выше).
Интересен монастырь был тем, что при поступлении в монашество требовалась определенная сумма денег, для строительства собственного домика-кельи. Конечно, не все могли это себе позволить, поэтому он считался дворянским, т.е. людей высшего сословия. От сюда и хорошее воспитание манер, иностранных языков девочкам в приходской школе. Но, при матушке Серафиме был строгий отбор, она прозорливо видела кого принять дворянку или девушку из низшего сословия, с предоставлением ей места за счет монастыря.
И так к 1900г. Введенский монастырь считался украшением Орловской епархии.
Отстроена Воскресенская церковь на Афанасьевском кладбище (ранее только монастырское).
После революции в 1923г монастырь разорили и закрыли. Здесь располагалась и обувная фабрика и резинотехнический завод. Многие монахини расстрелены.
В монашеских домиках жили рабочие, несколько построек уцелело.
В 1993г. началось новое возрождение обители. 1995 приняла первый постриг м. Олимпиада, действующая настоятельница.
Но с этим монастырем связана еще одна легенда, о Тургеневском персонаже Лизы Калитиной. Девушка, которая являлась праобразом собирательной фигуры Лизы из романа "Дворянское гнездо", якобы подвязалась в этом монастыре. Вела затворнический образ жизни с именем Макария (Коротнева), в схиме.
Оберегает Орловскую женскую обитель Божия Матерь, в виде образа Балыкинской иконы.
Эта икона местночтимая святыня Орловской епархии.
В Брянской области, в селе Балыкино есть Никольский храм, с которого и началась история этого образа. Оригинал скорее всего утрачен, но суть не в этом, а в том, с каким сердцем приходят на молитву к Богородице.
Спасибо за внимание. ❤
Приезжайте в наш город Орел.
Спасибо, что подписались!
При написании статьи пользовалась материалом. Рекомендую к прочтению.
https://russportal.ru/index.php?id=russian_literature.ikskul_kd1910_122_001
https://monasterium.ru/publikatsii/stati/iz-zatvora-vo-igumenii/
http://vvedenskymon.cerkov.ru/istoriya-monastyrya/
#История #монастырироссии #орловщина #городорел #экскурсия #туризмвроссии