Найти тему

История. Путь становления великой науки. Статья №1-У истоков нового знания,Зарождение древнегреческой историографии:Геродот

Введение

Помнится, осенью прошлого года мне довелось писать эссе на тему «История- наука или не наука?». Тогда я отстаивал точку зрения, что История- это наука, приводя аргументы, это доказывающие. Прошло 3 месяца с момента написания и сдачи эссе. На четвертый месяц с момента данного события я, наконец, решился открыть свой исторический канал, но пока не на YouTube, а в Telegram, согласно идее, ведущей меня по жизни, нести просвещение в массы, доступно и увлекательно рассказывать об исторических личностях и событиях далеких и не очень лет, доказывая, что История- это наука, во-первых, во-вторых, это очень интересная и полезная наука, требующая изучения, в противном случае, наказывающая за прогулы. Это я все к тому, что как-то в мае сего года мне в голову пришла идея создать цикл статей, рассказывающих «историю» становления и развития исторического знания от истоков до наших дней, чтобы мои читатели увидели какой путь прошла наука, которой я занимаюсь и защищаю от атак дилетантов, использующих историю как источник хайпа и подписчиков.

В первой статье Вы ознакомитесь с историей становления исторического знания и узнаете почему Геродота считают «отцом истории» и за что ему благодарны историки. Увлекательного прочтения!

Что предшествовало исторической науке.

ЛОГОГРАФЫ

Как известно, первыми письменными литературными памятниками античности являются поэтические тексты - эпиграммы, созданные в VIII в. до н э.

Геродот - древнейший историк Греции, но он имел ряд предшественников, сочинения которых не дошли до нас и известны нам только в цитатах древних авторов. Этих древнейших историков в наше время принято называть логографами. Сами эти писатели называли себя, скорее всего, syngrapheis - «писатели, сочинители», а свою деятельность historia - «расспрашивание, исследование».

Основным источником для древнейших ионийских историков служил эпос, в котором они стремились устранить всякого рода несообразности и противоречия - прежде всего хронологические. Для этой цели были использованы списки царей и генеалогии знатных родов, причем длительность каждого поколения условно принималась одинаковой. Позже историки стали привлекать народные предания, списки эпонимных магистратов, списки победителей на играх и т. д. Эта работа не была только теоретическим умствованием, но имела и важное практическое значение для греческих государств, так как в те времена право на ту или иную территорию часто доказывалось ссылками на эпос или «древнейшую историю»: митиленцы доказывали таким образом свои права на Троянское побережье и Сигей, афиняне - на Саламин.

Гекатей Милетский

Наиболее известным из предшественников Геродота был Гекатей Милетский. Гекатей, живший во второй половине VI в. и в начале V в., происходил из знатного рода. Он был одним из влиятельнейших граждан своего города.

Из сочинений Гекатея до нас дошли только цитаты у поздних авторов.

Гекатей писал на ионийском языке, гораздо более близком к живому языку его времени, чем искусственный язык Гомера.

В конце VI в. до н.э. в городе Милете путешественник, торговец и ученый Гекатей написал сочинение "Обход земли", в котором рассказал о своих путешествиях и даже приложил собственную карту, первую известную нам географическую карту. Гекатей стремился к максимальной правдивости повествования. Его второе сочинение - "Генеалогии", тоже не дошедшее до нас. Гекатей и его последователи собирали сведения о происхождении разных городов и народов, об их обычаях и нравах, отождествляя миф с реальной жизнью, но устраняя из мифов все, что представлялось им неправдоподобным. Они еще не были историками, но пробуждали у своих слушателей интерес к прошлому.

Зарождение древнегреческой историографии. Геродот- "отец истории"

Последователи Гекатея смогли пробудить у жителей Древней Эллады интерес к прошлому и одним из тех, в ком проснулось желание изучения прошлого Эллады, стал Геродот из Галикарнаса. Предлагаю ознакомиться с краткими биографическими сведениями о Геродоте, прежде чем приступить к анализу его труда.

Геродот родился в малоазийском городе Галикарнасе около 484 г. до н.э.

Необходимо упомянуть, что Геродот родился персидским подданным. Так как во время Греко-персидских войн Галикарнас был захвачен Империей Ахеменидов (персидская династия). Вот почему Геродот так много пишет о Персии. Даже в количественном соотношении созданных текстов о ней написано больше чем о Греции.

Считается, что большое влияние на юного Геродота оказал его дядя или двоюродный брат – знаменитый в античные времена эпический поэт Паниасид, написавший эпос о Геракле – поэму «Гераклея

В молодости он принимал деятельной участие в политической борьбе и поэтому был вынужден покинуть Галикарнас. Долгие годы Геродот провел в странствиях. Он путешествовал по Азии, был в Африке и странах Причерноморья, посетил Южную Италию и, наконец, в 40-х годах оказался в Афинах. Здесь он познакомился с Периклом и Софоклом, увлекся перикловскими идеями и даже принял участие в организации общегреческого поселения на юге Италии. Афины стали для Геродота второй родиной, и, вероятно, там он написал свой единственный труд, который сам назвал "Историей". Это заглавие не было новым; так называли свои труды последователи Гекатея, противопоставляя греческое слово "история", то есть "изыскание, исследование", вымыслу, фантазии, мифу, подчеркивая правдивость своего повествования и достоверность сведений. Однако у Геродота впервые этот термин был употреблен в названии произведения такого содержания, которое в новое время стало обозначать науку о развитии человеческого общества. Скончался в 425 году до н. э. Где умер Геродот, нам не известно; скорее всего в Фуриях. Неизвестно также, посетил ли он еще раз Афины. Источники сообщают лишь о его поездке в Македонию, ко двору македонского царя Александра I.

«История» Геродота

Темой своего сочинения Геродот избрал историю греко-персидской войны, самого значительного события недалекого прошлого Эллады, очевидцем которого он являлся.

Во вступлении он так объяснил свой выбор: "Чтобы деяния людей не изгладились из памяти от времени и чтобы великие, достойные удивления подвиги, совершенные как эллинами, так и варварами, не потеряли своей славы, в особенности же не изгладилась причина, по которой они начали войну между собой".

Изначально он ставит перед собой задачу не просто пересказать известные ему события, но и попытаться объяснить их причины. К сожалению, он отказывается от этой своей задумки это и будет одной из вещей, за которые его критикует Фукидид. Геродот рассматривал греко-персидскую войну как итог многократных столкновений двух социальных систем, двух различных культур - свободной цивилизованной Греции и деспотического варварского Востока. Геродот был первым, кто противопоставил Запад и Восток. Начало конфликта между ними Геродот относит к незапамятным временам, о которых рассказывают мифы.

По своему содержанию вся «История» распадается на две части: первые четыре книги – это предыстория Греко-Персидских войн, а вторая, с пятой по девятую, – собственно история этих войн, от Ионийского восстания и до Платейской битвы. В первой части Геродот рассказывает о странах и народах, которые входили в состав Персидского государства или соприкасались с Персией и Грецией. Это Лидия, Египет, Скифия, Кирена, Ливия, Фракия и, конечно, сама Персия. Это своего рода историко-географическая и этнографическая энциклопедия большей части тогдашней ойкумены.

Во второй части уже идет непрерывный рассказ о самой войне: Геродот описывает Ионийское восстание, поход Мардония и войну с Ксерксом. Всю свою книгу Геродот подчинил одному сюжету – противостоянию Персии и Греции, а более широко, – борьбе Востока и Запада. У Геродота уже четко прослеживается деление на греков и варваров. Сочинение Геродота является всемирной историей, так как каждое упоминание новой страны превращается у него в подробный рассказ о стране, ее памятниках, жителях, их нравах, обычаях и религии. Так, например, Геродот рассказывает о том, что первым на греческие города в Ионии напал царь Лидии Крез. Это событие является поводом для изложения подробной истории Лидии.

Несмотря на разнообразие материала, обилие фактов, множество самых неожиданных отступлений, Геродот никогда не теряет основной нити своего повествования и использует все средства для достижения одной цели - прославления и утверждения Эллады. Он показывает, как исторически складывается приоритет Эллады, всячески подкрепляя и иллюстрируя свою идею.

Один античный критик сказал о нем: "Геродот по выбору слов, по расположению их, по разнообразию риторических фигур далеко превзошел всех и довел прозаическую речь до того, что она стала подобна самой лучшей поэзии относительно силы убеждения, прелести и дошедшего до высшей степени наслаждения".

Сам Геродот считал свой труд незаконченным. Он умер, так и не завершив его.

Уже в античные времена отношение к Геродоту не было единым. Одни превозносили его и восхищались «увлекательной прелестью» его писательской манеры (Дионисий Галикарнасский), другие упрекали в несерьезности (Плутарх).

Александрийские филологи разделили весь его труд на 9 книг (глав), назвав каждую из книг именем какой-либо Музы.

Для Цицерона Геродот — отец истории. Но в действительности он еще во многом напоминает ионийских логографов и только стоит на пороге открытия истории как науки о развитии человеческого общества, открытия, которое в следующем поколении сделает Фукидид. Но об этом во 2 части нашего цикла о становлении и развитии исторического знания.

P.S.

Так что же мы имеем в сухом остатке? В сухом остатке мы имеем огромное значение труда Геродота для историков. Геродот сохранил от забвения массу всевозможного материала по политической и культурной истории, по фольклору, географии и этнографии почти всех народов древнего мира. Его произведение — своего рода историко-географическая и этнографическая энциклопедия; Не будь Геродота, наши сведения о древних народах и в частности о греках и борьбе их с персами во многих отношениях были бы скудны и ограничены, несмотря на все блестящие результаты новейших археологических открытий. И мы должны быть признательны ему за то, что он не строго соблюдал единство темы и стройность плана, за его многочисленные отступления, благодаря чему сохранилось столько драгоценных известий, и за то, что он передавал виденное и слышанное, большею частью «не мудрствуя лукаво», не отвергая, как негодный материал, доходившие до него рассказы, как бы невероятны они ни были, даже в его глазах, не подвергая их предварительно слишком строгому критическому разбору или рационалистической переделке. Многие из сообщений Геродота новейшими исследованиями опровергнуты, но многое и подтвердилось. Можно даже сказать, что чем дальше идет изучение истории древней Эллады и Востока, тем больше обнаруживается добросовестность гуманного и словоохотливого, подчас наивного «отца истории».

Статья подготовлена совместно с Анной Корчагиной, автор сего канала выражает ей искреннюю благодарность.