Люди, которые считают, что блюз – это простейший «квадрат» на трех аккордах абсолютно правы. Но они недоговаривают. Потому что блюз можно играть и в одном аккорде. Можно и вообще без аккорда, а одноголосьем. И на одной ноте. А можно использовать такое количество аккордов, что сидя в зале устанешь считать. Кроме «квадрата» в блюзе столько вариантов, что раскладывать и классифицировать – пустое дело. Блюз – такая же разнообразная музыка, как джаз. Парни Дельты еще в начале прошлого века выстраивали на своих раздолбанных гитарах такие затейливые гармонические и ритмические конструкции, что диву даешься. А там, где блюз встречается с джазом – вообще, хоть святых выноси. Замечательный блюзовый певец Джимми Уитерспун не то, чтобы уходит в джаз, но все время находится на грани. Альбом The Blues Is Now – не то, чтобы дуэт Уитерспуна и Макдаффа – отличного блюзового и джазового органиста, здесь играет целая группа – Мелвин Спарк на гитаре, саксофонисты Дэнни Тернер и Лео Джонсон, Рэй Эпплтон на ударных и Джами Меррит на басу, но соло Макдаффа, его хаммонд тембрально и ритмически очень точно продолжают голос Уитерспуна. Sweet Slumber, открывающая альбом – самая расслабленная вещь, медленный джазовый блюз – сразу же заявляющий дуэт – фраза вокалиста, фраза хаммонда, джазовая гитара и мягкая игра ритм-секции – ночная музыка. Только скорострельные пассажи Макдаффа развеивают гипноз повторяющихся гитарных аккордов и колыбельную – по настроению – Уитерспуна. Зато I’m Gonna Move To The Outskirts Of Town – сразу в драйв. Саксофоны играют так, словно они разочарованы отсутствием места для развернутой импровизации – все занял хаммонд, вступающий сразу же за вокалистом, те, кто любит звучание этого инструмента погрузятся в песню с головой. Медленный PastForty Blues – первой вступает гитара – дайте же, наконец, поиграть главному блюзовому инструменту. И – в полный рост. И Уитерспун уже поет в полный голос, это уже не колыбельная и не аккуратное притоптывание в такт – это открытое пение, мощный гитарный блюз с посылом, с подачей и силой. Гитара с чистым звуком, джазовая манера, но – чисто, агрессивно, технично, с диссонансами когда надо, с бэндами, классная блюзовая импровизация. И Уитерспун здесь – если кто не слышал прежде его голос – очаровывает и влюбляет в себя мгновенно. Дальше – S.K.Blues с всплесками клавиш и Late One Evening – еще один совершенно ночной блюз – и снова гитара дуэтом с голосом, Мелвин Спаркс играет очень спокойно, но быстро и технично – не стараясь показать всему миру свою технику, но так владея инструментом, что кажется, будто он играет левой ногой и в полусне – и при этом великолепно. Part Time Woman – та же джазовая аранжировка, но структура, построение – тяжелее, увесистой поступью, четко печатая шаг. Уитерспун страдает, но не так истерично, как белые блюзмены, а с чувством, что – все будет хорошо, что бы ни случилось – что заложено в любом блюзе. Good Rocking Tonight подтверждает это состояние и настроение. Пусть все летит к чертям, но все равно – полетает, полетает и вернется. И будет лучше прежнего – и соло хаммонда не оставляет в этом никаких сомнений. I Won’t To Tell A Soul (I Love You) – умиротворяющая джазовая пьеса. Соло хаммонда – одновременно яркое и нежное, интимное и громогласное. И густой голос Уитерспуна, поющего совершенно свободно, без оперной выверенности и зарепетированности, но абсолютно точно – и без подсознательного напряжения – «вот сейчас качнется, вот сейчас мимо ритма». Нет, все свободно, естественно и идеально на месте. И очень легко. Поживее - My Baby’s Quit Me – словно ночь уже закончилась и пора вставать. И, верно – саксофонное соло разбудит кого угодно. Окончательно пробудившись - My Money’s Long This Morning, Baby. С такими-то деньгами – и на свободе… Как и всякая хорошая блюзовая пластинка, The Blues Is Now – музыка полная оптимизма, уверенности – в первую очередь, в себе – а мир – какой есть, такой есть – и надо в нем жить. И никогда не падать духом. Ну и голос Уитерспуна – всегда, в любой ситуации поможет.
Jimmy Witherspoon With Brother Jack McDuff – The Blues Is Now (1967)
13 июля 202213 июл 2022
128
3 мин