Найти тему

После перемен

Царская власть и Временное правительство были свергнуты, но понадобилось длительное время, чтобы новая власть на местах стала пользоваться авторитетом, в деревнях царил кадровый голод из-за отсутствия грамотных управленцев. В большинстве случаев, представители власти были такими же неграмотными, как и те, кем они управляли.

В апреле 1918 года житель нашего села И.П. Белянин написал письмо в газету "Голос труда", где описывал ситуацию в Малахово и своё отношение к событиям и явлениям той поры:

"Когда был выбран в председатели местного комитета неграмотный гражданин, то более развитые крестьяне говорили, что этого не должно допускать, но их не послушались. Дальнейший ход дела показал, что они были правы. Неграмотный председатель ничего нее мог сделать самостоятельно, а как говорится, всё время "смотрел в рот" секретаря, то есть ждал, как тот рассудит. Секретарь же наш не дурак выпить и очень часто является на сборню пьяным. Кроме того, за ним водятся и другие "грешки". Само собой разумеется, что они стали проявляться и в деле. И вот граждане с. Малахово на общем собрании вынесли общую резолюцию: "Неграмотный председатель, незнающего своего дела быть не может". Но нелегко прошла эта резолюция, много было на сходе и ссоры и спору. Старички упорно твердили, что у них не только староста, но и не грамотный старшина по три года служили и правили волостью. Ещё труднее было провести председателю жалование. Тут же старики поголовно все упёрлссь, ссылаясь на то, что они все служили без жалованья. Но кое-как согласились всё-таки положить 600 рублей в год.

 1917 год. Крестьяне. Горбуновы Л.И. и Е.Ф.
1917 год. Крестьяне. Горбуновы Л.И. и Е.Ф.

Нельзя не отметить ещё одного. Когда стали говорить о выборах Советов Крестьянских депутатов, то большинство отнеслись к этому безучастно. "Что же, выберем в Совет, когда прикажут, а теперь - не всё ли равно" - так приблизительно говорили тёмные граждане нашего села.

Да, темно у нас в деревне и не видно просвета. Ни культурно-просветительного общества, ни одной разумной беседы. И на людях, да как в лесу."

(Стиль и пунктуация автора сохранены)