Найти в Дзене

Бог и параллельные миры

- Если он учился вместе с Фимой, то, значит, не мог учиться с Лизкой... - В одномерном мире живете, а еще пьяница... В этой жизни, я учился вместе с Фимой, в прошлой - вместе с Лизонькой. В каббале это называется "гилгул"... А. Тюрин "Волшебная лампа генсека". В 80-е гг. прошлого века автор, как и многие советские подростки зачитывался произведениями Вл.Крапивина. Позже – в 90-е – эти произведения будут презрительно названы «пионерским фэнтэзи». И действительно: книги Крапивина никак не вписывались в «проклятое десятилетие». Не перестроился, понимаешь, человек. Всё о какой-то «глупости» пишет: честь и достоинство, дружба и взаимопонимание, любовь и милосердие. Но если наше поколение (последнее поколение, которое осмысленными глазами видело «Великий и Ужасный Советский Союз») смогло выжить в «чёрное десятилетие» и сохранить хоть что-то за душой, то во многом это произошло благодаря таким авторам как Вл. Крапивин, братья #Стругацкие, С. Павлов. У Крапивина есть очень интересный цикл – «В
Фантастический пейзаж
Фантастический пейзаж

- Если он учился вместе с Фимой, то, значит, не мог учиться с Лизкой...

- В одномерном мире живете, а еще пьяница... В этой жизни, я учился вместе с Фимой, в прошлой - вместе с Лизонькой. В каббале это называется "гилгул"...

А. Тюрин "Волшебная лампа генсека".

В 80-е гг. прошлого века автор, как и многие советские подростки зачитывался произведениями Вл.Крапивина. Позже – в 90-е – эти произведения будут презрительно названы «пионерским фэнтэзи». И действительно: книги Крапивина никак не вписывались в «проклятое десятилетие». Не перестроился, понимаешь, человек. Всё о какой-то «глупости» пишет: честь и достоинство, дружба и взаимопонимание, любовь и милосердие. Но если наше поколение (последнее поколение, которое осмысленными глазами видело «Великий и Ужасный Советский Союз») смогло выжить в «чёрное десятилетие» и сохранить хоть что-то за душой, то во многом это произошло благодаря таким авторам как Вл. Крапивин, братья #Стругацкие, С. Павлов.

У Крапивина есть очень интересный цикл – «В глубине Великого Кристалла». Кристалл у писателя – символ Мироздания. Его грани – похожие и не похожие друг на друга миры. В принципе, это близко к «мирам-отражениям» Р. Желязны, идейной базой для которого послужили работы И. Р. Пригожина – бельгийского физикохимика русского происхождения, лауреата Нобелевской премии по химии 1977 г. Пригожин подверг критике классическую (ньютоновскую) картину времени (время – всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий). Он заявил, что время – это конструкция, которую (отчасти) мы создаём сами. И если мы меняем свои представления о Времени, значит, мы должны изменить и свои представления о Пространстве.

Фантастический пейзаж
Фантастический пейзаж

Однако, идею изменения представлений о пространстве-времени и идею "граней Кристалла" много раньше писателей и ученых ХХ века высказал выдающийся итальянский мыслитель, монах-доминиканец Джордано Бруно (1548-1600).

И сразу же признаем - да! Он действительно был пантеистом, высказывал сомнения в некоторых христианских догматах, активно интересовался оккультными науками. Но, как говорил известный киноперсонаж:

"Здесь не конкурс популярности"
"Здесь не конкурс популярности"

Джордано родился в семье солдата. В Неаполе изучал диалектику, литература и логику. Принял постриг, стал священником, начал творческую деятельность. Свое первое сочинение он посвяти папе Пию V.

В Тулузе ему присваивают ученую степень. Он преподает в Сорбонне. В Лондоне издает свое центральное сочинение - "О бесконечности, Вселенной и мирах". После чего перебирается в Прагу.

Город колдунов, привидений и вампиров
Город колдунов, привидений и вампиров

Прага была центром оккультных знаний. Бруно изучает некромантию и искусство прорицаний.

Далее Венеция: обучение у Джованни Мочениго. Это - создатель мнемоники - искусства запоминать большие объемы информации. Об этом он сам потом напишет книгу - "О тенях идей". Сейчас эти технологии используются в рамках подготовки в некоторых спецслужбах мира.

И, наконец, арест в Риме.

Памятник Дж. Бруно на месте его казни. Площадь Цветов (Кампо деи Фиори)
Памятник Дж. Бруно на месте его казни. Площадь Цветов (Кампо деи Фиори)

Он отказался отречься от своих убеждений и произнес знаменитое: "Мне кажется, вы с большим страхом выносите мне приговор, нежели я его выслушиваю".

Менее известна другая его фраза, произнесенная перед смертью: "Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в Рай".

"И не надо такого трагизма! Смотрите на вещи с присущим Вам юмором! В конце концов, Галилей у нас тоже отрекался... - Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно"
"И не надо такого трагизма! Смотрите на вещи с присущим Вам юмором! В конце концов, Галилей у нас тоже отрекался... - Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно"

И. Бунин посвятил Бруно одно из своих стихотворений. В честь ученого назван кратер на Луне. Кардинал Анджело Садано назвал (в 2000 г.) казнь Бруно - "досадным эпизодом".

А теперь серьезно: Бруно НЕ реабилитирован Римской Церковью, в отличие от многих других жертв инквизиции. Ибо, как бы это жестоко не звучало, но казнь Бруно была юридически обоснована, с точки зрения тогдашнего правового поля.

"Палач не знает отдыха, но все же, черт возьми! Работа то на воздухе! Работа то с людьми..."
"Палач не знает отдыха, но все же, черт возьми! Работа то на воздухе! Работа то с людьми..."

Теперь еще более серьезно. Здесь, как мы уже сказали, не конкурс популярности. Бруно признавал божественность #Иисуса и некоторые другие христианские догматы, верил в #Ад и #Рай и т.д. А его неоязыческие убеждения не отменяют его научные достижения в области мнемоники и астрономии. Он предсказал существование множества планетарных систем, аналогичных нашей, бесконечность Вселенной и многое другое.

Главное: он поставил вопрос о параллельных вселенных.

Фантастический пейзаж
Фантастический пейзаж

Именно здесь у него была исключительно #ХРИСТИАНСКАЯ логика. Если Бог бесконечно благ, если Он - есть Любовь и Абсолют, то Он может творить бесконечное количество вселенных, и Ему нельзя это запретить, например "решением Собора".

В современной науке это именуется "теория Мультиверса". В ней есть два направления. Первое. В результате Большого Взрыва возникло (Бог создал) бесконечное число вселенных. Второе. В результате Большого Взрыва возникло (Бог создал) конечное (но очень большое) число альтернативных вселенных. И их численность еще растет.

"А Вселенные бывают разные..."
"А Вселенные бывают разные..."

Отличие от версии #Р.Желязны заключается в том, что нет Основного уровня реальности (#Амбер) и копий (Отражений). Все альтернативы имеют "равные права" в Мультимире.

Косвенные доказательства были получены еще в позапрошлом веке, в ходе опытов по взаимному влиянию двух когерентных источников света. Описывать мы не будем - слишком много времени займет. Желающие всегда могут проверить нашу информацию (все-таки живем в век Интернет). Скажем только, что в ХХ веке, опыты с фотонами и электронами дали еще более фантастические результаты. Тогда и возникло целое направление (в фантастике, а потом в фэнтези), касающееся множественности миров.

"Уверен, что меня нет?..."
"Уверен, что меня нет?..."

Современная (революционная) версия гласит, что каждый раз, когда мы совершаем Выбор, возникает новая реальность, с новым содержанием своей Истории.

И это не просто не противоречит, а вполне логично укладывается в христианское представление о Творении человека "по образу Бога". Где Величайший дар - это Разум, и Свобода выбора своей судьбы.

Фантастическое фото.
Фантастическое фото.

Спасибо всем, кто читает "Другие #ангелы", Падшие" и "Революция в Церкви". Храни Вас #Бог. Подписывайтесь, ставьте лайки. Иначе в параллельных мирах можно заблудиться...