Видимо, древние греки неплохо разбирались в балетной травматологии, ибо, действительно, именно ахиллесово сухожилие самое уязвимое место, а травмы ахилла у артистов случаются чуть ли не чаще, чем все остальные вместе взятые. Согласно мифологии, мать Ахилла – Фетида, держала сыночка за пяточку, погружая в воды реки Стикс ради обретения им неуязвимости. Впоследствии к фатальному финалу привела героя эта брешь в броне, место же крепления сухожилия к пяточной кости так и у всех последующих поколений людей осталось слабым звеном. А ведь именно оно несёт вес всего тела, который при прыжках и ударах в разы увеличивается за счёт скорости. И бедное сухожилие должно всё это на себе выносить, в буквальном смысле этого слова!
Зная не понаслышке сию печальную статистику по травмам ахилла, Кабриолев, дорожа здоровьем артистов, активно пропагандировал среди них различные профилактические методики, призванные не допустить сиих травм. А будучи от природы человеком склонным к анализу, он лучшее из всех из них взял, чтобы создать в итоге свою собственную, максимально эффективную, по его же абсолютно беспристрастному мнению. Спорить с которым столь же абсолютно бесполезно, тем более, вполне возможно, что так оно и есть…
Но, по любому, вклад Вольдемара Альбертовича в отечественную травматологию очевиден хотя бы в силу того, что он в целом подверг анализу эту область, сделав это, как у него водится, предельно тщательно. Результатами он поделился как с артистами, так и с медицинскими светилами в ней работающими, и, по большей части, они носят узкоспециализированный характер и для широкой аудитории не предусмотрены. Но кое-какие статистические выкладки Кабриолева любопытны для всех, и вот некоторые из них.
Как уже упоминалось, травмы ахилла чаще всего случаются, но вот явных претендентов на 2-3 места не имеется и все остальные их типы примерно равный процент случаев имеют. Раскладывая же по частям тела Кабриолев отмечает, что наиболее подвержены травмам ноги артистов (54%), затем идёт спина (23%), следом руки, шея, грудная клетка и голова (11 – 7 – 3 – 2%%). Среди же типов травм лидируют растяжения и надрывы (67%), переломы составляют оставшиеся 33%, а ушибы в этой статистике Вольдемар Альбертович не учитывает.
Что до травмоопасных мест, то чаще всего эти коварные подставы случаются в классе во время репетиций и занятий – 60% случаев. И одинаковый процент травм артисты получают на сцене и просто в повседневной жизни, не связанной с балетом – по 20. Самый же обидный случай Кабриолев припоминает про одного известного премьера, который вообще обошёлся без серьёзных травм за всю карьеру, но вот выходя из театра умудрился о дверь руку себе сломать!
И ещё делится Вольдемар Альбертович одним интересным наблюдением: пик травм у артистов приходится на первый и седьмой годы их службы в театре. Что вполне объяснимо: приходя туда они начинают больше и разнообразнее тела свои нагружать, отчего и возрастает количество травм, особенно если в школе неправильно выучены. Ну а второй период – их начинают двигать, давать новые партии и требовать большего, если артист собирается расти дальше, а не на кордебалете остановиться. И опять же – новые нагрузки, новые травмы. Без которых, увы, практически никто не обходится – очередная обратная сторона блестящей медали балета…
#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет