Как отличить оригинал о подделки?
Недобросовестные импортеры умудряются списывать дороговизну товаров на работу в условиях параллельного импорта. При этом специалисты не советуют покупать гаджеты и дорогостоящую технику в маркетплейсах — уж слишком высоки риски контрафакта.
А пока тенденция складывается неутешительная: в целях экономии граждане РФ надеются на везенье, но в итоге, расставшись с десятками тысяч кровных, остаются один на один со слепоглухонемой службой поддержки.
В связи с санкциями в отношении России интернет магазинам OZON, Wildberries и т.п. приходится работать с параллельным импортом.
«Санкционка» стоит на 15–20% дешевле, чем в простых магазинах и супермаркетах. А бывает, что товары распродают со скидкой в 70% и более.
К примеру, смартфоны Samsung S22 предлагаются на OZON всего за 14550 рублей. Это в два раза дешевле его обычной стоимости.
Между тем мало кто из потенциальных покупателей заметил, что в оригинальной модели оперативная память не 16 ГБ, а значит, по такой привлекательной цене предлагается подделка.
Однако на комментарий разочарованного покупателя, заявившего, что модель не соответствует заявленным характеристикам, служба поддержки интернет площадки скромно промолчала.
Не ответила она и на комментарий о смартфоне Samsung Galaxy S9 G960 за 15599 рублей. Покупателю доставили неработающий «кирпич» в красивой упаковке. В сердцах он ругался на весь интернет.
И таких отзывов в Книге жалоб маркетплейсов множество. Но чаще всего покупатели жалуются на то, что под видом оригинала со скидкой продаётся восстановленная техника.
Ещё по теме: Как разводят в гипермаркетах электроники и как этого избежать
Специалист по кибербезопасности Сергей Вакулин считает, что приобретать товары без обмана можно только у нового владельца бизнеса, которому продала его ушедшая с российского рынка компания.
Так же сведения о компаниях, которые работали с брендом до ухода с отечественного рынка, наверняка есть на сайте производителя. Вакулин уверен, что эти импортёры по-прежнему завозят товар хорошего качества.
Кроме этого, можно самим отправиться в Турцию или Казахстан и там приобрести оригинальный товар.
«Лучше так, чем доверять маркетплейсам. Некоторые считают: куплю китайскую версию смартфона по скидке, перепрошью гаджет, и не будет проблем. Люди не понимают, что перепрошивка — не панацея. Перепрошитые устройства лишаются пакета обновлений официальных производителей. Они небезопасны при эксплуатации», — сказал собеседник ForPost.
Узнать о подлинности продукта можно, только купив его. На сайте официального производителя находится раздел проверки серийных номеров. Зайдя в него, необходимо заполнить специальную форму.
В случае если о купленном товаре информации не будет, то это подделка.
Сведения об устройстве и о том, в каких странах его разрешено продавать, появится, только если устройство оригинальное.
Ещё один из вариантов проверки подлинности гаджета — это звонок на горячую линию производителя либо обращение к нему на электронную почту.
Ещё по теме: Импортозамещение: глубокая порочность
Очень похоже, что интернет площадки в таком случае выступают неким молчаливым свидетелем либо лицом заинтересованным, что и подтверждает инцидент с Wildberries.
Заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Владислав Заславский 7 июля заявил, что жалобы людей на контрафактную обувь, БАДы, подгузники и другие товары уже носят массовый характер.
И несмотря на уверения пресс-службы компании, что «совместно с Министерством промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службой и другими ведомствами маркетплейс противодействует появлению контрафакта», по мнению кандидата юридических наук, члена-корреспондента РАЕН Яниса Юкши, вряд ли количество подделок уменьшится.
Принимая участие в расследовании уголовных дел по вопросам продажи подделок, адвокат лично стал свидетелем того, что в новых корпусах iPhone вставлялось старое «железо» из смартфонов, сданных по программе Trade-In. Ничего неподозревающие покупатели узнавали о том, что стали жертвой потребительского обмана, только после первой поломки.
А поскольку российский рынок «пали» оценивается в несколько миллиардов рублей, считает Юкши, что от выручки в таких объёмах никто не откажется.
Поэтому Wildberries вряд ли будет «воевать» с недобросовестными продавцами.
«Если процесс возврата денег потребителям затянулся, государство обязано жёстко вмешиваться в потребительский спор. У нас есть соответствующие органы, которые должны подсказать компаниям, что несмотря на ситуацию на рынке и данные им преференции, они должны соблюдать российские законы и нести ответственность за их нарушение», — напомнил юрист.
По мнению сопредседателя Национального союза защиты прав потребителей Алексея Егармина, россияне вряд ли смогут добиться в судах справедливости в отношении торговых интернет-площадок. Ведь, по сути, маркетплейсы являются досками объявлений, процветающих за счёт средств продавцов, разместивших на них свои объявления.
«Теперь вы понимаете, почему такие доски объявлений не дают никаких гарантий? Они просто посредники между продавцом и покупателем», — сказал ForPost Егармин.
Ещё по теме: Почему россияне стали массово скупать DVD-диски и винил
Юрист Янис Юкша отметил, что в борьбе с недобросовестными импортёрами могли бы оказать посильную помощь интернет-магазины, но они молчат.
А пока сделать риски минимальными можно только при помощи опыта покупателей, ставших жертвами данных покупок. В противном случае придётся всем вместе наступать на старые грабли.
«Когда мы сливаем старую воду из бочки, то видим, сколько грязи и мути на дне. Аналогичные процессы происходят и при перезагрузке рынка. А это значит, что только методом проб и ошибок, а также сбором информации из надёжных источников можно избежать потребительского обмана», — считает Алексей Егармин.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.