Найти тему

Смысл жизни, смерть, бессмертие

Оглавление

Рождающееся

Как быть тому, кто не может верить (в Бога) и не может не видеть юдоли своей и юдоли рода людского в целом? Как быть тому, кто ищет разрешения проблемы юдоли нашего бытия на метафизически-рациональной основе?

Полагаем, в настоящее время можно говорить о неуничтожимости, или бессмертии, человека как научной реалии (факте науки). Человек, его сознание (его духовность), а оно (она) есть существенное в нем, не умирает по смерти. Не умирает и в этом являет смысл своего бытия, смысл большой и незаменимый в мироздании. Развернем эту парадоксальную для рационально-материалистического мышления мысль.

НАЧАЛО СТАТЬИ ЗДЕСЬ

Изначальность человека

Человек (как разум, как рефлексия) существовал изначально (изначально во вселенной). Он не есть результат эволюции на планете, не итог случайностей в процессе эволюционных реалий. Человек есть сама вселенная. Та вселенная, каковая изначально стремилась и стремится к персонификации, к тому, что чрезвычайно близко тому, что среди людей трактуется, как рефлексивно-личностная субстанция. Приведем выдержку из труда Пьера Тейяра де Шардена: «Ничто в мире не может вдруг объявиться в конце, после ряда совершаемых эволюцией переходов (хотя бы и самых резких), если оно незаметно не присутствовало в начале». Ученый формулирует это положение, размышляя о феномене человека и его возникновении на планете. Человек, разум, персонификация материи (персонификация того, что фиксируется внешним измерением) – все это существовало с первых мгновений возникновения вселенной. Существовало в потенции, в своей возможности. Существовало как идея всего и вся (суждение, восходящее к Платону).

Близкое мыслям Тейяра де Шардена можно прочесть в трудах его предшественника В.И. Вернадского, в сочинениях С.Л. Франка и других ученых XX столетия.

Положение об изначальности человека важно в контексте обсуждаемой проблемы. Если человек не случайность на планете, не случайность в мироздании, если он – закономерное развитие мирозданнических процессов – тогда есть некий смысл, и смысл большой, в его существовании. Человек уже по очерченному основанию – существо вселенское.

Человеку, если он не песчинка в мироздании, нечто дано свершить, нечто изменить, преобразовать, подготовить и пр. И это не будет суетой сует. Это будет участием человека во вселенской мистерии, каковая еще не открылась в своей сущности пытливому человеческому разуму.

Человеку, если он не песчинка в мироздании, следует открывать и открывать тайну о себе – тайну о смысле своего бытия в мироздании. К чему он и породившая его жизнь призваны? Что его ждет? Чем он может и должен пожертвовать? Кто придет ему на смену?.. На эти и другие вопросы как вопросы не собственно человеческие надлежит человеку искать и давать ответы.

Человек, если он не песчинка в мироздании, и смерть будет встречать иначе, чем это было явлено в размышлениях Экклезиаста. Смерть если и берет безвозвратно человека – она не властна в сотворенном им и в самом его существовании. Вклад всякого из людей во вселенскую мистерию незаменим и неистребим.

Неуничтожимость человека (бессмертие)

Существовавший всегда человек никогда не умирает. Не умирает и как отдельный представитель рода людей (разумных существ). И это положение может быть научным образом объяснено.

В настоящее время в научных текстах последовательно формулируется положение о близости с физической точки зрения процессов в головном мозгу человека и во вселенной в первые мгновения ее возникновения (см., к примеру, работы Р. Пенроуза). Человеческая мысль (мысль как интенция духовности человека) есть особое состояние того, что нами трактуется как материя (бытие). Иначе говоря, учеными ныне утверждается особая физика духовности человека.

Личность человека запечатлена в мироздании. Древние (люди) были правы в своих интуициях (авторы религиозных текстов, Платон и другие). Личность (душа, этот термин более корректен в контексте нашей работы) бессмертна. Бессмертна как некое произошедшее и оставившее неизгладимый след в бытии.

Смерть, судя по всему, есть некий переход из одного – активного – состояния в другое – состояние покоя. Приведем в связи с этим выдержку из одного из древних текстов: «Скажи нам, смерть, о том, в чем сомневаются <люди>, что заключено в великом переходе?». Смерть в контексте современных научных открытий (предположений) есть нечто другое, чем это было для людей прошлых столетий (смерть в ее медицинском значении; смерть как полное угасание жизни в человеке, смерть как полное прекращение физического и духовного бытия человека).

Смерть не есть завершение бытия человека, она знаменует другое бытие. Какое? Об этом пока наука молчит. Вместе с тем, опираясь на интуиции Р. Пенроуза, В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена и других метафизически-рационально мыслящих ученых, выскажем предположение о том, что и по смерти человек продолжает существовать и по смерти может быть восстановлена активность его духовности (воспроизведено особое состояние ее субстрата – материи).

В некоем (иначе не удается формулировать мысль) во вселенной находится след о нашей духовности – память о состоянии материи (бытии), каковая в известном смысле и есть наше «я» и наше то, что вместе с «я» образует нас (нашу духовность) как целое. Как ведет себя эта память о нас? Как она сопрягается с другими памятями (душами, в средневековой стилистике)? Может ли она однажды воскреснуть – явить себя в своей активности?

Ответы на приведенные вопросы скоро будут. Будут, когда человеку (в возможной степени) откроется физика его духовности. И тогда человек узнает о своем бессмертии как состоявшемся факте науки (правда, к этому времени само понятие науки, по-видимому, станет другим, чем ныне).

Смерть есть еще один вклад человека во вселенское бытие. Смерть умножает память вселенной о людях – о разуме, о его интенциях и деяниях. Пока еще не ведомо, как «распорядится» вселенная с (законсервированными) душами человеческими, когда их будет достаточное (!) количество. Несомненно то, что некое обязательно произойдет в этом случае и произойдет как незаменимое и нужное во вселенной.

Понимание смерти в приведенном выше значении резко изменяет бытие человека. Ужас смерти исчезает для мыслящей субстанции. Смерть встречается ею как переход в иное состояние. Смерть не приносит человеку непоправимого урона (у человека и его деяний есть будущее). Его (человека) юдоль преодолевается.

Заключение

Человек приходит в наш мир существом рефлексирующим и смертным. В своей рефлексии и смерти как в не чужих для себя реалиях обретает он смысл своего бытия. В своей рефлексии и смерти (как особом запечатлении нашей духовности) обретает он свое (возможное) успокоение.

(отрывок из статьи проф. П.А. Гагаева "О бренности и юдоли человека и его подготовке к жизни")

Книги автора в интернет-магазине Лабиринт

Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте

Читайте на нашем канале

Как сберечь душу: советы Аввакума

История людей как предательство

Предопределённость судьбы человека

Жизнь, смерть, бессмертие. Человек и смерть
Жизнь, смерть, бессмертие. Человек и смерть