Занятия в Центре социальной интеграции Дианы Гурцкая для семьи Хустнутдиновых это всегда радость и череда новых открытий. Тимуру в этом году исполняется 21 год, школу он уже закончил, но для мальчика занятия в реабилитационных Центрах Москвы – жизненоважная необходимость и возможность не терять контакта с внешним миром. У Тимура сразу несколько очень серьезных заболеваний: ДЦП, аутизм и тотальная слепота, которые требует трепетного отношения и регулярной практики.
«В Москве реабилитационных Центров не так много, как хотелось бы, особенно таких в которые можно ездить еженедельно. Комбинация из нескольких Центров для нас очень удобна - Тимур уже закончил школу, но у него по-прежнему есть возможность ходить ежедневно на занятия. Главное – дома не сидеть, Тимур не любит. Первый вопрос всегда утром: «Куда мы сегодня едем, какое у нас расписание?». Он школу обожал – не пропускал почти занятия, только если болел сильно и ему физически было тяжело приезжать. Там с ним занимались, внимание ему уделяли, а дома я внимание не всегда могу дать в полном объеме – у меня еще и домашние дела есть» - рассказывает мама Тимура, Ралия.
Занятия в нескольких центрах Москвы в развивающей копилке семьи Хустнутдиновых появились не сразу, сначала Тимур еще в школе начал дополнительно посещать Фонд для слепоглухих «Соединение», затем добавился реабилитационный Центр в Южное Бутово, а совсем недавно мальчик стал воспитанником Центра социальной интеграции Дианы Гурцкая. Как рассказывает мама Ралия, о последнем центре узнали случайно – пришли вслед за педагогом по вокалу. Со временем присмотрелись повнимательнее к другим студиям, и Тимур начал посещать вечерние занятия для взрослых: театр, танцы, консультации дефектолога и логопеда, продолжил заниматься и вокалом. На вопрос кто же из преподавателей нравится Тимуру больше всего, мальчик с предельной точностью начинает перечислять всех по имени отчеству. «Нам повезло - у нас нет плохих преподавателей. Тимур их всех очень любит, очень уважает», - добавляет мама. Однако, любимое занятие у мальчика все-таки есть – занятия в театральной студии.
«В Центре мне больше всего нравятся занятия в студии театра у Анжелики. Я играю главную роль Федота Стрельца в спектакле «Сказка про Федота Стрельца удалого молодца», - делится Тимур.
«Театр, там эмоции. Они там и поют, и танцуют и с ними логопеды занимаются и дефектологи. Вечерние занятия небольшие, но ребенок туда просится всегда. На сцену пока они со спектаклем еще не выходили, сейчас идут репетиции, надеемся осенью вернемся», - подхватывает мама Ралия.
В планах у семьи Хустнутдиновых на лето перебраться на дачу, там лучше всего отдыхать от городской суеты и практиковать разные физические активности. «Надуем колеса на велосипеде, будем кататься, если будет хорошая погода. Понятно, что я помогаю – держу руль, а Тимур крутит педали. Для меня это тоже фитнес.», - шутит мама.
У Тимура в Центре много друзей – Дима, Евсения, Алиса и Надя. Ребята и родители стараются держаться вместе, иногда вместе ездят на занятия и встречаются за их пределами – просто гуляют и общаются. «Поездка в Центр для нас - это в любом случае социализация. У ребенка появляется новый формат общения: «вопрос-ответ». До занятий у нас диалога в обычной жизни с ним не было. Таких детей же нужно выводить на взаимодействие. Для нас с вами есть вещи очень обыденные и понятные, а для таких детей они очень трудно даются, например, понимание таких слов как «любить» или «страх». Мне как родителю бывает сложно объяснить подобное ребенку, а на занятиях с психологом они проговаривают. Если в детстве, когда он был маленький с ним не возможно было разговаривать, он постоянно капризничал, то сейчас с ним можно договориться», - рассказывает Ралия.
По словам мамы Ралии результат регулярных занятий Тимура в Центре очень видимый. Благодаря регулярной вокальной практике, занятиям с дефектологом и логопедом мальчик научился петь, раньше ему удавалось больше кричать и в целом все произносимые звуки стали очень качественными. «Раньше, когда попросишь его улыбаться, он открывал рот, сейчас научился делать улыбочку, доставать языком до нижних и верхних зубов. В силу того, то у нас еще Детский церебральный паралич нам многие вещи недоступны – благодаря занятиям в Центре очень многому добились по логопедии, по дефектологии. Он шустрить стал – мне очень нравится и по вокалу прогресс серьезный. Занятия в театральной студии тоже положительный эффект показывают – они учат эмоциям, потому что у незрячих детишек с эмоциями сложно. Гнев, радость, отчаянье - эмоции, которые для зрячего ребенка достаточно легко воспроизвести, потому что они копируют взрослого, для незрячего это большая работа. Я сравниваю с младшим сыном, он часто в детстве вертелся перед зеркалом корчил рожицы как обезьянка. Тимур — это совсем другое, совершенно разные дети», - делится Ралия.
Однако открытие и расширение собственных границ восприятия от занятий в Центре получает не только сам Тимур, но и его мама. Благодаря присутствию на некоторых дисциплинах и обратной связи от преподавателей Центра Ралие часто удается найти в своем ребенке что-нибудь новое, то что в быту попросту ускользает из поля зрения. «Иногда не получается оценивать ребенка объективно, скорее стремишься немного принизить его возможности. Думаешь не так развит. А иногда в Центре сидишь на занятиях, и кто-то из педагогов задает Тимуру вопрос, и он может так ответить, что сидишь и думаешь «Да, ладно. Это правда мой ребенок — вот так без помощи ответить может?!». Или на вокале, например – попросит Наталья Юрьевна Тимура спеть или исправить что-то в исполнении – я сижу рядом взрослый человек и не всегда понимаю, что именно она требует, а Тимур схватывает буквально налету и с первого раза делает как надо. Я иногда вообще не понимаю, как у них происходит это общение и взаимопонимание. Для меня это всегда большие открытия», - с восхищением в глазах рассказывает мама.