«Мой друг Фредди» - так называется книга Руди Долезала, австрийского режиссера, который много лет сотрудничал с культовой группой Queen. Его книга пока вышла только на немецком языке, но в скором времени обещает быть выпущена и на других языках мира (России в этом списке в данный момент нет). На 300 страницах, сосредоточенных в 30 главах, Долезал рассказывает о своей работе и дружбе с британскими музыкантами группы, при этом уделяя особое внимание вокалисту Фредди Меркьюри. В данное издание, как говорится в аннотации, вошли некоторые ранее неизвестные фотографии фронтмена Queen. Автор так говорит о своей работе: «Эта книга не является биографией или каким-то историческим трактатом. Речь идет о приключениях, которые я пережил с ним (Фредди Меркьюри. – Прим. пер.). Например, совместные вечера в Лондоне, в его доме и других приятных местах.
Я всегда уважал частную жизнь Фредди, поэтому о ней в моей книге ни слова. Фредди был одним из моих наставников, и он помогал мне не только в процессе нашей совместной работы, но и в других моих проектах».
Руди признается, что написание книги (над которой он начал работать в далеком 2017 году) стало для него своего рода терапией, которая помогла ему справиться с потерей друга. «До этого я просто старался не думать, что он ушел. И только в процессе создания книги я принял это с должным спокойствием.
Возможно, многим из вас покажется странным, но тогда я чувствовал, что Фредди находится рядом. Это сложно объяснить словами, но я интуитивно ощущал его присутствие. Такие ощущения у меня возникали, только когда я переносил свои мысли на бумагу. Думаю, что, если бы кто-то сказал мне о чем-то подобном, я бы ни за что не поверил».
По словам Долезала, закончить книгу его вдохновил выход фильма «Bohemian Rhapsody». «Написание книги у меня растянулось на пять лет, потому что я хотел, чтобы все было выполнено идеально. Фред (как его называли в узком дружеском кругу) всегда стремился к идеальному результату, и я, естественно, не мог его подвести» (из интервью австрийской газете «Purkersdorf» в 2022 году).
Руди всегда заметно оживляется, когда его просят рассказать о Фредди Меркьюри: «Фредди был прирожденным художником. При этом я говорю о художнике в самом широком смысле: он был великим музыкантом (пианистом, выдающимся автором песен), дизайнером и художником, который переносил многие аспекты искусства в творческую и повседневную жизнь. Он тянулся к поэзии, театру и опере… можно сказать, что искусство было его образом жизни.
Фредди обладал совершенно уникальным чувством юмора. В компании он всегда старался развеселить людей, сделать так, чтобы они чувствовали себя лучше. Из-за этого многие думали, что он такой весельчак, который любит лишь веселиться. Между тем в спокойной домашней обстановке он расслаблялся, отдыхал на диване, слушал свою любимую музыку, гулял со своими кошками в саду» (из интервью Стефани Джардини в 2020 году).
«Знаете, какое его качество я считаю одним из самых главных? Умение слушать, которое так редко встречается в современных людях» (интервью газете «Purkersdorf» в 2022 году).
В музыкальном мире имя Руди Долезала давно считается синонимом качества. Помимо Queen (для которой он снял такие клипы, как «One Vision», «Friends Will Be Friends», «Breakthru» и другие, а также документальные фильмы, посвященные группе: «Magic Years», «Queen: The champions of the world» и «Freddie Mercury: The untold story»), он в разные годы сотрудничал с Дэвидом Боуи, Уитни Хьюстон, Томом Уэйтсом, The Rolling Stones и Майклом Джексоном. За свою карьеру был дважды номинирован на престижную музыкальную премию «Грэмми», является лауреатом премий Romy Awards и Rose d'Or.
В 1976 году он вместе с Ханнесом Россакером основал продюсерскую компанию DoRo, в которой трудился в качестве продюсера и режиссера. С 2003 года занимается сольными проектами.
Руди Долезал с гордостью рассказывает о своем сотрудничестве с выдающимися музыкантами. В частности, он упоминает о работе с Дэвидом Боуи: «С ним можно было поговорить на любые художественные темы. Он был действительно великим художником. Я бы даже назвал его гением, хотя я весьма редко употребляю это слово. Он был не только прекрасным рок-музыкантом, но и выдающимся деятелем искусства, актером. Мы познакомились в конце 1970-х годов, когда он сыграл главную роль в пьесе «Человек-слон» на Бродвее. Тогда я довольно часто брал у него интервью. Каждый раз, когда я встречался с ним, у меня возникало чувство, что я открываю его заново. Я достаточно редко испытывал подобные чувства, но так было с Фредди Меркьюри, Гарри Белафонте, Лори Андерсон, Боно и Бобом Гелдофом. Независимо от того, о чем мы говорили, я всегда чувствовал, что приобрел еще больший опыт.
У Дэвида, конечно, были свои трудные стороны. Для некоторых он был весьма непростым человеком, но лично я так никогда не считал. Я видел в нем лишь очень талантливого художника, который, естественно, не может вести себя как человек, занимающийся обычной профессией. Настоящий художник должен сомневаться в себе, и это тоже было одно из качеств Дэвида.
Многие вещи, которые он сделал, могут быть понятны только спустя какое-то время. Дэвид, как и Фредди Меркьюри, всегда изобретал себя заново. Однажды он признался, что очень любит учиться в творчестве. Немногие художники прошли через это в своей карьере. Вначале он был длинноволосым мужчиной, играющим на акустической гитаре. Затем он перекрасился в рыжий цвет и выходил на сцену в женских платьях, представляя совершенно новую андрогинную личность. Потом он был Зигги Стардастом (вымышленным сценическим персонажем, который стал центральной фигурой в альбомах Боуи «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars» и «Aladdin Sane». – Прим. пер.) и Измождённым Белым Герцогом (этот сценический образ, который Боуи придумал в 1976 году, стал продолжением персонажа, которого музыкант сыграл в фильме «Человек, который упал на Землю». – Прим. пер.). Он играл и придумывал свои роли на протяжении всей своей карьеры. Настоящего Дэвида Боуи разрешалось видеть только людям из его ближайшего окружения. Он был очень умным, образованным, внимательным и остроумным собеседником.
Лично я воспринимал его постоянные перемены как проявления смелости. Великие художники никогда не боятся перемен, поэтому они всегда на шаг впереди общественного мнения» (из интервью газете «Purkersdorf» в 2016 году).
Про Уитни Хьюстон: «Фредди Меркьюри и Уитни Хьюстон были очень похожи. Я имею в виду, что Фредди более или менее ответственен за то, что Уитни захотела со мной сотрудничать. Она увидела документальный фильм "Freddie Untold Story", а также мой сюжет о пребывании The Rolling Stones в Аргентине («Argentina '98» – Прим. пер.). После этого она встретилась со мной и сказала: «Я хочу, чтобы вы сняли такой же фильм и обо мне». Так я стал близок с Уитни» (из интервью Стефани Джардини в 2020 году).
«Она была очень застенчивой. Во время нашей первой встречи она даже постеснялась взять сигарету. Поэтому я сказал ей, что, если она не хочет, я могу не снимать её.
Мою работу нередко спасала маленькая ручная камера, которую я прикреплял к своему жилету. Когда встреча становилась слишком личной, или когда мой собеседник долго не мог раскрыться, я отправлял съемочную группу прочь и снимал все с помощью ручной камеры. Так что от меня ничего не ускользало» (интервью «Purkersdorf» в 2020 году).
И в завершение приводим небольшой эпизод, который весьма неплохо иллюстрирует те отношения, что сложились у Руди Долезала с группой Queen. В 1998 году Брайан Мэй и Роджер Тейлор выступили в Пуркерсдорфе (городе в Австрии) по случаю 40-летия Долезала. Впервые группа выступила там в 1975 году, когда только-только становилась известной. Об этой поездке у музыкантов остались самые приятные впечатления, поэтому они были так рады вернуться в австрийский город спустя 23 года. Хотя Queen привыкли выступать на огромных стадионах, они с готовностью согласились отыграть в небольшом музыкальном зале. Руди Долезал рассказывает: «Тогда у Queen не было концертов в Австрии, поэтому они специально приехали сюда из Лондона. Я был очень рад вновь увидеть Брайана, Роджера и Спайка (Спайка Эдни, клавишника группы. – Прим. пер.). Они были так добры, что сыграли свои лучшие песни на этом концерте. При этом они не ограничились двумя-тремя хитами и отыграли действительно полноценный номер.
Я расскажу вам, как все это получилось. Вначале я пригласил Спайка Эдни, который в то время часто выступал на вечеринках. Вскоре мне дали понять, что Брайан и Роджер тоже придут. Но я не знал, что они ради моего шоу очень долго репетировали в Лондоне.
Тогда я был самым счастливым человеком в мире. Это событие стало настоящим подарком для всех поклонников хорошей музыки. Мы отослали всю прессу в гостевой зал, отказав ей в праве делать какие бы то ни было записи. Queen переделали хит "Hang On Sloopy" (группы The Vibrations. – Прим. пер.) в "Hang on Rudi"(рус. «Держись, Руди»). В этот момент на моих щеках появились слезы. Только представьте, что все эти мировые звезды приехали в Пуркерсдорф, чтобы исполнить песни специально для меня. Это было очень и очень приятно. Тогда я понял, что все это время двигался в правильном направлении» (статья австрийской газеты «Purkersdorf» 2021 года).