Римский император Марк Аврелий говорил:
Совершенство нравов в том, чтобы проводить каждый день так, как если бы он должен был быть последним: без тревоги, без трусости, без притворства.
А так бывает? Разве что у блаженных. Проснулся - и улыбайся до вечера, ни о чем не тревожься, никого не бойся.
Все здравомыслящие люди обречены на душевные метания. На компромиссы. На страх за будущее. Не за себя, так за своих детей, внуков.
И только в одном случае всего этого можно избежать. Если окружить себя любящими людьми и любить в ответ. Тогда и страхов меньше, потому что рядом будет тот, кто о тебе подумает. Тот, кто протянет руку помощи. Тот, кто поднимет, если ты упал.
Я никогда не понимала смысла анекдотов:
- Фима, я на рынок.
- Зачем? У нас же полный холодильник.
- А поругаться?
Несколько дней назад я стояла у овощной лавки, набирала в пакет помидоры и черешню, меня оттолкнула женщина: "Дайте пройти, мне срочно надо!".
Она проникла к весам, положила на них свою котомку. "Ты меня, по-моему обвесила, иду, а сумка легкая" - сказала женщина продавщице. Я внутренне сжалась. Сейчас они начнут ругаться. Они выплеснут лишнюю энергию, а я, ее впитаю.
Но весы показали точную цифру, и женщина ушла.
Ну или вот, моя 56- летняя соседка. Звонит своей внучке, читает нотации. Разговор заканчивается всегда одинаково: женщина не выдерживает и пяти минут разговора со своей маленькой родственницей, бросает трубку. Рассказывает, какая у нее неблагодарная дочь и зять. И внучка такая же.
Как можно ругаться с маленькой девочкой - не понимаю. Если бы моя бабушка бросала трубку - я бы с ума сошла.
Моя дальняя родственница 10 лет жизни отдала хождению по судам. Выписывала из муниципальной квартиры своих внуков. Суды проигрывала, снова подавала иски. Ответчики на заседания не являлись, слушание дела переносилось.
И все-таки она добилась своего, измочалив судей.
Я спросила у нее: "Вас можно поздравить, ваша мечта сбылась?"
Она ответила: "Моя мечта - это чтобы мы жили все вместе, чтобы я дружила с внуками, но жизнь повернулась вот так..."
Древнегреческий философ Антисфен давал нам, неразумным, подсказку:
Самая необходимая наука есть наука забывать ненужное.
Сколько бы суетных и третьестепенных дел нам удалось бы избежать, не храни мы в себе злость и обиды.
Советский философ Михаил Эпштейн рассказал о том, как приблизить свою жизнь к совершенству:
С возрастом все меньше остается времени на то, что не есть любовь. На ссоры, упреки, доказательства, возражения, выяснение отношений, на злобу дня и ум веков, на критику и прогресс – ни на что не остается времени.
Только успевай любить, обнимать, прижимать к себе, распространять вокруг себя тепло, купаться в тепле другого, слушать его сердце и дыхание, делиться и главным, и сиюминутным так, чтобы все это немедленно становилось общим ...
И спешить, отчаянно спешить с этой любовью, пока не угас в тебе ее источник, пока не растеряны средства ее воплощать, пока еще есть глаза, чтобы любоваться, и руки, чтобы ласкать, и сердце, чтобы мучиться и блаженствовать.
Потому что ад, как сказано у Достоевского, – это осознание невозможности любить, чувство навсегда утраченных, не воплощенных возможностей любви.